После успешных и во всех смыслах знаковых 60-х годов, на заводе АЗЛК наметилась тенденция к "пробуксовке" и стагнации. Вместо перспективных разработок в производство была запущена модель 2140 - по сути очередная модернизация одного из самых легендарнейших автомобилей - 412-го Москвича. Однако инженеры и конструкторы завода не теряли надежды, и разработки новых автомобилей не останавливались. К середине 80-х стало ясно, что требуется какой-то "промежуточный" класс автомобиля, сочетающий в себе преимущества универсала и микроавтобуса, в дополнение к уже ставшим традиционными седанам и универсалам(и производным от них - фургонам итд). Другими словами - нужен был такой автомобиль, который сейчас бы назвали минивэном или компакт-вэном. Такой автомобиль сочетал бы в себе размеры и управляемость легкового авто, со вместительностью и удобством универсала.
Такая разработка появилась, она получила индекс 2139, и собственное имя "Арбат".
Будущий Арбат создавали одни из самых опытных дизайнеров АЗЛК – А. Сорокин, В. Арутюнян и М. Елбаев. Вполне возможно, что именно поэтому облик перспективной разработки выглядит настолько современно для того времени, в моде был биодизайн с закруглением и скруглением всего, что только можно. Округлая форма кузова и в следствие этого - отличная аэродинамика была также получена благодаря вклеенным стеклам и отсутствию выступающих элементов.
В силовой основе Арбата лежал пространственный каркас из стали, а все наружные панели автомобиля были выполнены из пластика - такая конструкция разительно отличалась от всех выпускаемых серийно автомобилей Московского завода, причем как можно заметить - не только внешне, но и конструктивно. Новинкой такое решение было не только в рамках и масштабах завода, но и вообще в массовом советском автомобилестроении.
Для новой разработки был предоставлен также и новый двигатель, один из перспективных разработок завода для нужд Москвича 2141. Обзор на один из таких двигателей, правда дизельный, вы можете посмотреть здесь:
Трансмиссия, включая коробку передач, рулевое управление и стойки передней подвески позаимствовали у серийного Москвича 2141. Объём двигателя составлял 1,8 литра, и он развивал 95 лошадиных сил.
Салон автомобиля был также необычным для нашего производства: планировалось, что машина будет оснащена электронной приборной панелью, бортовым компьютером, с управлением многими функциями кнопками на руле, и даже климатическая установка, воздуховоды которой через торцы приборной панели заходили на двери, а сидения имели функцию разворота(!) для создания в салоне совершенно невероятной обстановки. Только представьте... Полистайте галерею.
Мощности Московского завода были серьезно ограничены в силу своего месторасположения, и завод не мог тягаться объёмами со своим прямым конкурентом, поэтому производство новой машины планировалось развернуть не в столице, а на заводе-смежнике в Калужской области. Однако в дело вмешались исторические обстоятельства и экономические потрясения, которые встряхнули не только автозавод, но и всю страну. Для массового выпуска новых машин необходимо было завершить строительство моторного цеха в Москве, но как вы можете узнать из вышеприведенного видео, планы по его завершению так и остались планами. Несмотря на то, что цех был практически готов, и там даже проводили пробные сборки-разборки двигателей для обкатки технологии, полностью цех так и не был построен, оборудование утрачено (читай - разграблено и уничтожено), а в нынче в здании несостоявшегося моторного цеха располагается завод "Рено".
А после развала Советского союза заводу стало совсем не до новых перспективных разработок – и даже Москвич 2141 так и не получил своего собственного двигателя, подходящего ему по мощности и объёму.
Арбат, к сожалению, навсегда так и остался лишь в планах.
Изготовлен был всего 1 экземпляр, который долгое время хранился в экспозиции музея у завода на Волгоградском проспекте, а потом - в музее ретроавтомобилей (он же музей московского транспорта) на Рогожском валу. Сейчас этот музей закрыт, и экспонаты, включая и Москвич 2139 ожидают своей дальнейшей участи. Даже после фактической "смерти" завода его детища не могут обрести покой.