"Учить играя" — это мечта всех: преподавателей, родителей, учеников, студентов, сотрудников в корпоративном обучении. Но одно дело — игры, другое дело — обучающие игры, а третье — игрофикация обучения. Разобраться в разнице между форматами и подходами так сразу не получится.
И нет, пара статей в интернете или большой опыт настолок / онлайн-игр не помогут. Максимум — в самом начале.
Игрофикация обучения только развивается. За семинар по разработке игр для русского языка надо выложить от 7 000 до 12 000 рублей. Игротехник за создание симуляции для корпорации может получить от 40 000 до 80 000 рублей.
Но сначала надо где-то обучиться, а мест не так много. Книги по темам выпускаются, но найти в этой куче всего дельно не так просто.
Можно начать с онлайн-курсов, натренировать "острый глаз" и разборчивость и поэкспериментировать в своих малых учебных группах.
Предлагаю пять курса: два, которые я прошла, два, которые прохожу, и один совсем свежий. В общем, что сама ем — то и другим даю.
Курсы, за которые могу поручиться
"Игрофикация. Введение"
Это классика от Мирославы Бронниковой и Ивана Нефедьева, которая два года подряд захватывала звание лучшего онлайн-курса России на EdCrunch. В курсе авторы рассказывают об игрофикации честно: что работает, что нет, где можно применять. А главное — дают много примеров и пинают на создание своих игрофицированных штук.
По своему опыту: выполняйте задания и участвуйте в форуме — это добрые процентов 30 информации.
Сам курс игрофицирован, поэтому получать знания вы будете вместе со студентом Игреком и проходить свой Путь Героя. Это поможет посмотреть на работающий геймифицированный курс с точки зрения учащегося и заметить какие-то фишки (вам будут подсказывать).
"Игрофикация. Введение" — это блок знакомства плюс две объемные главы: "Подземелье. Чудовища бейджификации" (7 уроков) и "Выход из Подземелья. Что делает игрофикация на самом деле?" (14 уроков). В первой вам расскажут, почему начисление звездочек и рейтинговые таблицы — это ещё не игрофикация, а во второй погрузят в теорию игроков и теорию потока.
Я сама прошла Введение и Основы. Но вот однажды, я соберусь-таки писать курс для РКИшников, и вот тогда-то обращусь за профи-прохождением "Игрофикации". Подробнее о курсе тут.
"Игры в гражданском образовании"
Другая классная инициативная на платформе Stepik — курс по играм, которые помогают просвещать на сложные темы: права человека, экология, инклюзивность, историческая память и др. Создали курс биолог и экопросветитель Алина Ковальоска и фасилитатор и разработчик игр Вадим Матвеев.
Курс фокусируется на играх, игротехниках и гражданском образовании. Из него можно вытащить список игр для развития детей и игр на классных часах, уроках обществознания, истории и биологии. Также после курса можно понять, по каким характеристикам можно определять игры и как они помогают в освещении мега-серьезных тем.
Больших проверяемых заданий нет, только тесты и форумные болталки. Курс более информативный, чем интерактивный. Что приятно — его микро-формат: уроки занимают не больше 10 минут. Это время, которое возможно ухватить в каждом дне.
Курсы на стадии (моего) апробирования
"Геймификация"
Курс для визуалов-любителей буковок: только текст и тесты в pro-аккаунте платформы 4brains. Похоже на длинные лекции в письменном изложении. Внутри есть ссылки на источники и списки дополнительных материалов.
Всего в курсе пять уроков: "Игровая мотивация", "Игровые элементы", "Игровые механики", "Типы игроков" и "Гейм-дизайн" (это не про компьютерные игры, а про создание игры по плану Кевина Вербаха). Информация дана емко и структурно.
Мне понравилось проходить курс после первых двух в списке — можно было ещё раз повторить и уложить всё по полочкам. Но и для новичков подойдет, чтобы погрузиться в тему игрового мира и геймификации.
"Gamification"
Курс Того Самого Кевина Вербаха, на которого ссылаются три предыдущих курса. Он одним из первых заговорил об игровом мышлении в бизнесе и обучении, придумал принципы построения игровой системы и дал основы теории геймификации.
Этот курс можно считать углубленным по теме геймификации. Здесь основы: игры, игровое поведение, психология игрока, мотивация, механики и пр. Вербах подробно излагает историю игр и геймификации и объясняет их роль в любой деятельности. А во второй части курса он показывает механики и элементы создания игры.
Птсс, секрет: если вы будете учиться на "Игрофикации. Основы" среди дополнительных материалов вам попадется конспект этого курса по-русски.
На прохождение понадобится шесть недель. На Coursera на курс можно зарегаться вольным слушателем бесплатно или получить доступ к оцениваемым заданиям и экзамену за 7 240 рублей.
"Игропрактика в образовании"
Курс разработали будто специально под нужды школьного и высшего образования, с описанием шагов от задумки до реализации игры. В первые четыре недели слушатели узнают, что такое игры и игровые уроки, какая типология игр есть, и ближе знакомятся с образовательным аспектом игр. В остальные шесть они уже погружаются анализ игр, перенос игровых механик и внедрение игр в уроки. Подробно о создании игр - в деталях - говорят на седьмой-десятой неделе.
Чем мне понравился этот курс: он говорит конкретно об играх в общем образовании, а не в бизнесе или под частные заказы. Плюс показывает различные примеры и углубляет понимание игровых механик.
Курс начался в сентябре и будет открыт до 24 января 2021 года. Когда будет следующий поток — неизвестно. Так что вам решать, откладывать прохождение или нет.
А ещё есть...
Тренинги и интенсивы, на которых осваивают профессии игропрактика и игротехника. Первый проводит игры-симуляции и другие обучающие игры, второй разрабатывает, оба, как правило, тусуются в корпоративном обучении.
Читайте больше об игротехниках и игропрактиках по ссылке.
-------------------------------------------------------------------------------------
Канал "Преподавай Онлайн" оживает и снова спешит отсыпать полезноты из мира цифрового образования. Ставьте лайки 💜, комментируйте и присоединяйтесь к сообществу в ВК или Facebook.