Найти тему
НУАР-NOIR

Итальянская гангстерская сага, которая не уступает фильмам Скорсезе и Копполы

«Каморрист» как режиссерский дебют Джузеппе Торнаторе

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Кадр из фильма "Каморрист" (1986)
Кадр из фильма "Каморрист" (1986)

Дорогие друзья, мы продолжаем рассказ о творчестве одного из лучших итальянских режиссеров (и не только современности) – Джузеппе Торнаторе. Мы уже говорили о необычных по своей специфике триллерах «Лучшее предложение» (2013) и «Простая формальность» (1994), отмечая, что во многих работах маэстро чувствуется «привкус нуара». То есть его картины обладают неким минорным, мрачноватым звучанием

Кадр из фильма "Каморрист" (1986)
Кадр из фильма "Каморрист" (1986)

Надо отметить, что дебют Торнаторе состоялся именно в криминальном кино. Как сценариста - в 1984 году, когда был снят фильм «Сто дней в Палермо». Поскольку главную роль в нём исполнили Лино Вентура, то лента оказалась где-то посредине между французским нуаром и «мафиозными картинами». А два года спустя Торнаторе уже в качестве режиссера и автора сценария создал криминальную ленту «Каморрист» (1986)

Кадр из фильма "Каморрист" (1986)
Кадр из фильма "Каморрист" (1986)

Это сейчас про неаполитанскую каморру знают почти все. А ведь некогда у нас полагали, что во всей Италии правила лишь мафия. Хотя между этим криминальными структурами есть принципиальные различия. Мафия строится на принципах единоначалия и иерархии, в то время как каморра - это множество самостоятельных, по сути автономных структур, которые проще именовать кланами, хотя по сути это обычные банды

Сайт, посвященный нуару

Кадр из фильма "Каморрист" (1986)
Кадр из фильма "Каморрист" (1986)

Мы сделали это отступление, дабы Вам были понятны некоторые аспекты фильма «Каморрист», который можно смело поставить в один ряд со «Славными парнями» Скорсезе и «Однажды в Америке» Серджио Леоне. «Каморрист» - это нечто среднее между сериалом «Спрут» и «Крёстным отцом» Френсиса Форда Копполы, хотя при этом фильм и не является широко известным.

Кадр из фильма "Каморрист" (1986)
Кадр из фильма "Каморрист" (1986)

В центре сюжета - судьба Франко Везульвиано, прототипом которого был реально существовавший неаполитанский гангстер Рафаэль Кутоло. По юности он вступается за честь своей сестры и убивает голыми рукам «обидчика». В итоге ближайшие несколько десятилетий ему предстоит провести в тюрьме. Здесь он начинает изучать юриспруденцию и науки, за что приобретает кличку «Профессор».

Кадр из фильма "Каморрист" (1986)
Кадр из фильма "Каморрист" (1986)

Именно в тюрьме «Профессор» начинает сплачивать вокруг себя «бандитский плебс», которого сторонятся «доны». В его призывах даже есть кое-что социалистическое. В итоге он задумывает нечто фантастическое, а именно перерождение каморры. Он видит эту преступную организацию как большую корпорацию, которая имеет свои интересы во всех сферах жизни. Так возникает «реформированная каморра».

Кадр из фильма "Каморрист" (1986)
Кадр из фильма "Каморрист" (1986)

Это, конечно же, не устраивает лидеров «старой каморры», которые не готовы подчиняться и привыкли действовать самостоятельно. Им не нужна ни новая «мафия», ни новая «Коза Ностра». В итоге в Неаполе вспыхивает самая настоящая криминальная война. На каждой стороне сотни и даже тысячи «бойцов». В первый же год противостояния количество убитых достигает трех сотен. Город погружен в кровавый хаос.

Кадр из фильма "Каморрист" (1986)
Кадр из фильма "Каморрист" (1986)

Длящаяся почти три часа гангстерская сага во всех деталях показывает взлёт и падение «нового дона». Равно как демонстрирует зрителю его трансформацию. Из «социального революционера» (недаром он не раз вспоминает Сальваторе Джулиано) он превращается в расчетливого, беспринципного «крестного отца», готового пожертвовать любым

Кадр из фильма "Каморрист" (1986)
Кадр из фильма "Каморрист" (1986)

В отличие от американских гангстерских драм поражает размах «криминальной деятельности». Например, на ликвидацию «Профессора» «старая каморра» направляет сразу же полусотню вооруженных бандитов. Это не какая-то пара киллеров в нью-йоркском кафе.

Кадр из фильма "Каморрист" (1986)
Кадр из фильма "Каморрист" (1986)

Отдельно хотелось бы отметить роль в создании фильма Сильвио Берлускони, который сам по себе не любит фильмы про мафию. Он даже как-то сказал, что «пришиб бы» создателей «Спрута». Однако в какой-то момент его шантажировала «старая каморра», а потому она в фильме показана весьма неприглядно, хотя и «новый босс», в итоге утрачивает симпатии зрителя

Поскольку в последнее время подписчики не всегда видят в своей ленте наши новые материалы, то переходите по данной ссылке