Довольно часто перед руководством как больших корпораций так и маленьких компаний стоит непростая дилемма: "Как выбрать между профессиональным апгрейдом и сокращением сотрудника."
Мы начинаем ряд публикаций, с помощью которых попробуем разобраться: в повышение квалификации каких специалистов стоит инвестировать, а с какими лучше прекратить сотрудничество.
Непростая ситуация, сложившаяся в текущем 2020 году, кардинально поменяла правила игры для руководителей, которые вынуждены быстро реагировать, чтобы пересобрать свой бизнес.
Трансформация образа жизни стала определять новые форматы и способы взаимодействия с покупателями.
Как показывает исследование Nielsen [1], среди трендов потребления можно выделить рост онлайн-продаж, покупку товаров для поддержания иммунитета, а также интерес к приложениям с технологией дополненной реальности, с помощью которой можно забыть о самоизоляции и почувствовать себя внутри настоящего магазина.
Очевидно, что на такой спрос может отозваться не каждый предприниматель, поэтому менеджеру приходится решать не только новые бизнес-задачи, но и задумываться о том, кто их будет выполнять – прежние сотрудники, которым нужно быстро прокачать скиллы, или уже опытные специалисты других корпораций, которые остались без работы?
1. Преимущества обучения постоянного сотрудника
Любая компания, у которой есть свои ценности и философия, в последнюю очередь рассматривает вариант увольнения, потому что персонал – это то, что отличает ее от всех других. К сотрудникам относятся как к члену большой семьи, в которой каждый индивидуален и важен.
Метафорически об этом рассказывает признанный бизнес-консультант Ицках Адизес в своей книге «Управление в эпоху кризиса».
«Не увольняйте хороших работников только ради того, чтобы сократить затраты. Многие консультанты традиционного толка рекомендуют именно это. Они видят, что у вас слишком много расходов. Они ставят вас на весы и говорят: "Знаете что? А ведь у вас 20 фунтов лишнего веса! Вам нужно их сбросить". После этого они отрезают вам одну ногу. Теперь ваш вес идеален, но у вас нет ноги. Я не говорю о ситуации, когда компании грозит банкротство. В случае гангрены ногу придется ампутировать. Но не стоит отрезать здоровую ногу, чтобы ваш вес стал идеальным».
Обучение сотрудников – процесс взаимовыгодный: специалисты получают инструменты, необходимые для достижения успеха в компании, организации – сотрудников, которые могут выполнять задачи в разы лучше и быстрее. Помимо этого, обучение обеспечивает лояльность к компании.
Согласно опросу HeadHunter [2], обучение за счет работодателя является вторым по значимости фактором мотивации для соискателей при поиске работы после материального вознаграждения.
Кроме того, необходимо понимать, что новый сотрудник не будет обладать всеми нужными знаниями, его тоже необходимо будет учить, потому что готового специалиста на рынке труда найти практически невозможно – у каждой компании свои правила и потребности.
Например, Джефф Безос, основатель крупнейшего в мире онлайн-магазина Amazon, не раз говорил о том, что высокая планка, установленная его компанией для сотрудников, – критический фактор ее успеха, поэтому не удивительно, что летом минувшего года Amazon объявила о готовности потратить на обучение сотрудников до 2025 года $700 млн [3].
Другой аспект, о котором нужно помнить: корпоративное обучение – это история не про изучение учебников, а про общение коллег, которые погружены в проблему и знают, что они получают знания, которые потребуется уже через пять минут, а не в далеком будущем.
Например, в Московской школе управления «Сколково» есть понятие продюсер курса. В отличие от преподавателя, который дает материал, продюсер создает образовательную траекторию, в которой в разных точках могут находиться разные преподаватели, инструменты, источники.
Постоянный сотрудник, во время прохождения того или иного курса, оказывается сам в роли продюсера курса, потому что знает, что именно ему не хватает для достижения высоких показателей в бизнесе.
Одно из главных преимуществ корпоративного обучения – эмоциональная связь с командой, если она есть, то человек не уйдет в другую компанию, даже если предложат лучшие условия.
Сегодня мы поговорили об обучении за счёт работодателя, рассказали об опыте известных компаний. В следующей публикации попробуем разобраться с увольнениями.
Полная версия статьи ""Уволить нельзя обучать": где поставить запятую?" доступна в нашем блоге