— Есть ли какой-то секрет, который нужно знать тем, кто хочет быть свободным?
— Мне кажется, в психологии и в жизни вообще никаких секретов нет: всё лежит буквально под ногами. И при этом – да, есть такие вещи, которые вроде бы у всех на виду, но мало кто их замечает.
— И что это, например?
— Например, то, что свобода начинается не с внешних возможностей, типа иду куда хочу и делаю что хочу, а начинается она с внутренней картинки мира. Если точнее – с разделения мира на хорошее и плохое, доброе и злое, правильное и неправильное. Потому что если это разделение есть, то даже очевидные возможности человек использовать попросту не будет, потому что «низзя».
— А можешь привести пример?
— Да, их много.
Например, консультируется у меня молодая женщина. У них с мужем в браке как-то не задалось, но двое детей, масса совместного имущества и все дела. Им плохо. Причем, не только им с мужем, но еще и детям, которые живут в состоянии постоянной войны родителей. Я спрашиваю: «И что бы ты посоветовала сама себе сделать, если бы смотрела на ситуацию со стороны?». Она отвечает – «Конечно, посоветовала бы развестись. Давно пора». Но она этого не делает. Почему? – Начинаем выяснять, и оказывается, что для неё развод – это неправильно. Вот просто нельзя разводится, потому что это значит «жизненный неуспех», это значит, что дети будут несчастны и вообще – мама косо посмотрит и скажет «а я же говорила!».
— Ну и что, что мама скажет?! Если столько страданий – зачем мучиться?
— Это ты сейчас так говоришь, потому что ситуация не твоя и эмоции не твои. А что, у тебя не бывает такого, что умом все понимаешь, однако действовать не можешь, потому что внутри что-то мешает?
— … Бывает, да. Так а что это значит?
— С одной стороны, это просто страх: страх поступить иначе, потому что с детства вдалбливалась совершенно другая модель «правильного» поведения. И даже если ты умом понимаешь, что сделать по-другому – это будет разумно и хорошо для всех (или – для большинства людей), но внутренние привычные установки на «правильные ориентиры» мешают сделать этот разумный шаг. И вроде как возможность есть, а с места сдвинуться не можешь. И о какой свободе тут может идти речь? Свобода начинается с отказа от следования за вот такими присохшими к душе «правильными установками» и с выбором в пользу того, что ты сам считаешь для себя верным. А вот здесь начинается самое интересное: как только человек задается вопросом «а что же для меня самого будет правильным?», он вдруг вскрывает в себе столько слоёв, что ему открывается целая бездна. Бездна непознанного и неосознаваемого ранее. Знаешь, какой чаще всего любой человек задает вопрос, как только сталкивается с тем, что теперь нужно самому выбирать свое «правильное»?
— Какой же?
— Он спрашивает: «А как вообще выбирать?». И он правда в растерянности. Он настолько привык с детства, что про всё «хорошее» и «плохое» ему сообщают значимые Другие Взрослые, что у него напрочь атрофировано умение ориентироваться на собственные желания и на собственноручно построенную систему координат. Ему тупо страшно. И даже не столько по-животному страшно, сколько очень непривычно. И эта непривычность и рождает страх. Что выбирать? Куда идти? На что ориентироваться?
— И на что же?
— На то, о чем я уже много раз говорил и, видимо, буду продолжать говорить: на собственную радость, на собственное состояние хорошо. Нет никакого «вселенского хорошо», есть лишь «хорошо кому-то конкретному». И начинается всё в свободной, по-настоящему внутренне свободной жизни – с «моего хорошо». То есть я, делая любой выбор, ориентируюсь на собственное хорошо, и это – отправная точка. Если я связан с другими людьми – я включаю в свою систему координат «их хорошо». Но, опять же, я забочусь об «их хорошо» только в разрезе «моего хорошо»: я забочусь о близких людях потому, что тогда мне от этих людей, от их благополучия и счастья тоже будет хорошо. А центр принятия решений, в любом случае, остается внутри меня, внутри «моего хорошо».
И вот в этот момент, когда удается этот Внутренний Центр Своего Хорошо восстановить в правах, когда удается снова делать выбор именно исходя из ориентира на него – вот тогда происходит неожиданное: мир вдруг перестает делиться на «хорошее» и «плохое» и становится просто разнообразным миром, в котором в каждый момент времени разные события и явления могут быть одновременно «хорошими» и приятными для кого-то одного и при этом «плохими» и неприятными для кого-то другого. И начинается выбор. Начинается лавирование в этих нюансах. Вроде бы выбор становится сложнее? – На самом деле, выбор становится проще. Хотя бы потому, что этот выбор становится внутренне для меня гармоничным. Да, ситуации могут быть сложными, решения могут быть неочевидными. Но при этом о «внутренних метаниях» я забываю навсегда. И если решение принято – я знаю, кого его принял и для чего. Я, я его принял! И именно для того, чтобы мне в результате было хорошо и вообще как можно лучше!
Всё просто :) Если не побояться эту простоту увидеть и принять.