Я иногда не прочь поскорбеть о скудоумии ближнего своего. Вот напишет человек мне какое-нибудь послание, я прочту, а потом думаю "ну боже мой, ну какой же дурак, ведь совсем запредельный, потешный же невозможный дурак, ладно, что он ни черта не знает и кругозор у него как у землеройки, но как он, этот дурак, осмеливается вообще рот открывать и думать, что оттуда способно вылететь что-то осмысленнее отрыжки? Можно быть глупым и серым, пожалуйста, нет проблем, вся прелесть мира - в его разнообразии, но как можно при этом думать, что твои выводы имеют хоть какой-нибудь смысл? Вот горбун же не думает, что у него - замечательно прямая спина. И человек с минус десять не будет уверять окружающих, что он видит яснее их и практически орел. А дурак - он именно потому и дурак, что не умеет себя как дурака познать"
Но тут, конечно, все дело в том, что ум - это вам не ровный позвоночник. Позвоночник - он обычно все-таки один. А умы - их же много бывает, причем живут все в одной и той же голове и ногами пихаются.
Житейский ум, логический, математический, способности к абстракциям - в одну сторону, к языкам - в другую, быстрая реакция в критических ситуациях - это вообще ближе к тому самому позвоночнику...
Вот, скажем, я умна. Формально. У меня прекрасная память. Обучаемость новому - отличная. Замечательные способности к восприятию графических символов. Синтез там, анализ. Абстрактное мышление высшей категории. Я могу с большой точностью предсказать трем мудрецам вероятнейшие последствия их путешествия в грозу в тазу. Мне случалось ловить корифеев науки на алогичности рассуждений, которую они сами, увлекшись, допускали - причем в областях, в которых я ни в зуб ногой, просто законы формальной логики на глокую куздру тоже распространяются. Кто молодец? Я молодец!
И вот я, молодец, перед отъездом с дачи пытаюсь собрать и упаковать свой собственный этюдник. А Леша пьет компот и умиленно за мной наблюдает, потому что я потребовала, чтобы он в процесс не вмешивался, потому что я наконец созрела, чтобы сама.
Крышку я закрыла. Не сразу. Оказывается, ее надо закрывать в другую сторону, потому что там пазы так идут: кажется, что вперед, а нужно ящик назад, а там крышка сама ляжет. Центральную подпорку я тоже убрала похвальнейшим образом, потому что догадалась подкрутить правильное колесико.
В этюдниках мне больше всего не нравится то, что число измерений, в которых они расположены, превышает два. Я такого не люблю. Я в таком плаваю, как тот таз с мудрецами.
У этого этюдника по бокам торчат ножки. Я старательно складываю их как нужно. У этого этюдника продолжают торчать по бокам ножки. Он напоминает большую , готовую к жарке курицу.
- Так, говорю я себе.- Я же типа умный человек. Я ща все соображу. Итак, ножка по форме напоминает... ммм... морковку. Неусеченный конус. Вопрос, как можно морковку идеально прямо прижать к идеально прямому ящику? Ответ - никак. Хорошо, пойдем другим путем. Как можно деревянный объект лишить формы морковки без ножа и без топора? Ответ - никак. Вопрос, можно ли собрать этот этюдник? Правильный ответ - сие никак невозможно. Садитесь, вам пятерка. Как вариант я сейчас просто отломаю эти чертовы ножки, потому что уже полчаса они пронзают мою печень, а Леха уже красный от сдерживаемого хохота, ему это просто вредно! Но я же знаю, что этюдник собирается! Я сто раз видела, как Леха это делает! Объект собирается, но не собирается, ответ невозможный, деление на ноль, система выполнила недопустимую операцию и идет в кресло пить компот.
- Сдаюсь, - говорю я.
- Ага, - говорит Леха. -Смотри, тут же углубление с пружинкой. Ты вдавливаешь и все встает.
- Я вдавливала!
- Да, но там прежде, чем вдавить - надо потянуть!
- А идите вы все в пекло с вашей стереометрией и механикой, и инженерными гениями, - любезно отвечаю я из компота.
Так что нет, мы никогда не знаем - дурак человек или нет. Иногда - дурак. А иногда - нет. Зависит от обстоятельств и количества измерений.
И это, конечно, здорово усложняет жизнь, потому что иначе всем было бы очень просто прогнозировать путешествия в тазах.