Понятие PropTech появилось на рынке недвижимости не так давно: ещё лет пять назад им в принципе мало кто интересовался, особенно в России. Но сегодня уже смело можно говорить о всплеске популярности стартапов из мира property и technologies (PropTech). Так называют технологии, которые меняют представления о том, как люди строят, выбирают, покупают, ремонтируют и сдают недвижимость.
Если коротко, то PropTech объединяют все инновационные технологии в сфере и делают процессы — от проектирования до эксплуатации и управления недвижимостью — проще, быстрее и дешевле. Например, Big Data помогают значительно сократить время оценки квартир, дроны — дистанционно следить за ходом строительства в реальном времени, а VR — увидеть будущий дом онлайн.
Самое распространённое определение PropTech дал Джеймс Дирсли: «Proptech — это малая часть широкой цифровой трансформации на рынке недвижимости. Это радикально новый подход к приобретению, эксплуатации и управлению недвижимостью».
Причин этому несколько: во-первых, несмотря на общую консервативность рынка недвижимости, он всё-таки развивается, и цифровые инновации проникают и сюда. Во-вторых, пандемийный 2020 перевёл или показал возможность перевода многих процессов в онлайн — вотчину PropTech.
В целом по миру, в PropTech развиваются несколько направлений: непосредственно общий рынок недвижимости (PropTech), умные города и здания, экономика совместного использования, строительство (ConTech) и финансы (FinTech). ConTech и FinTech, безусловно, тесно связаны с индустрией недвижимости. Если говорить отдельно о стартапах именно в области PropTech, то они развиваются в двух основных направлениях: либо предлагают инструменты для улучшения сервиса и эффективности, либо стремятся занять место традиционных игроков рынка.
Среди самых известных PropTech стартапов, взявших на себя функции риэлтеров: Redfin, Zillow, OpenDoor, Trulia в США, Tepilo в Великобритании и Homelink в Китае. Все они работают с Big Data, формируя предложения под запросы клиентов. В России в большей степени используется та же схема — решения в сфере листинга и маркетплейсов на базе технологий Big Data (например, ЦИАН, Avito и «Яндекс.Недвижимость»). И занимают половину отечественного рынка: «...ещё 14% приходится на компании в сфере проектирования и строительства, 10% — это стартапы по оценке, анализу данных и коллективным инвестициям, ещё 10% — компании в сфере управления готовыми объектами», — по оценке аудиторской компании PwC.
И, думаю, понятно, что российские стартапы — чаще всего это аналоги зарубежных, переведённые на наши реалии. Например, платформа Beri.ru, специализирующаяся на срочном выкупе недвижимости со сроком до 5 дней — это реплика американского сервиса Opendoor. Суть которого в онлайн-покупке недвижимости напрямую у собственника по цене, установленной алгоритмом, ремонте объекта и дальнейшей перепродаже по более высокой стоимости.
Что же такое новый тренд PropTech на практике:
- Это IT-инструменты, позволяющие удалённо, но наглядно показать дом, планировку, текущий этап строительства и будущую инфраструктуру для потребителя — VR и 3D-туры. А также технологии, позволяющие застройщикам создавать 3D-макеты, работать с виртуальной графикой или различные виджеты для сайтов с возможностью, например, подбирать дизайн интерьера.
- Технологии, превращающие сайт в основной канал продаж и коммуникации с клиентами: от красивых рендеров будущих ЖК и трансляций стройки в реальном времени с камер и дронов до расширенного и постоянно обновляющегося функционала личного кабинета с возможностями брони, ипотеки, оплаты — всё онлайн. Сюда же относятся и готовые конструкторы для усиления девелоперских сайтов с любой спецификой работы — от виджетов для подключения эквайринга и чат-ботов до платформы для электронного документооборота.
- Технологии для строительства и управления недвижимостью. Речь о сервисах для оптимизации затрат и автоматизации работы для застройщиков (например, ПО для анализа строительных участков), а также «умных» домах и программах, которые помогают отслеживать сроки договоров аренды, управлять счетами, оплачивать налоги, выставлять объекты для аренды на сайты агрегаторов, а также мониторить доходы и расходы.
- Сервисы для удалённого подбора бригады рабочих, выбора дизайнера и проекта, дистанционной закупки стройматериалов, составления смет онлайн и т. д.
- Приложения, упрощающие взаимодействие между собственниками недвижимости и управляющими компаниями их ЖК. А также, например, видеоконсъержи и пропускная система в доме по типу Face-ID — по лицу владельца квартиры. Подобная биометрия уже встречается на рынке, правда, только в жилье премиум-класса и за рубежом, но, вполне допускаю, что инновация дойдёт и до российского элитного рынка.
И, наверное, главный и напрашивающийся вопрос: что ждёт традиционные компании сегмента в условиях развивающегося тренда PropTech? Пока я бы не опасалась, что стартапы полноценно заменят агентства недвижимости. Во-первых, российский рынок, как и любой бизнес в нашей стране отвечает потребностям русского менталитета, для которого «человек-человек» авторитетнее «человек-машина».
Во-вторых, сфера PropTech плохо инвестируется: 76% вложений на российском рынке поступают от акселераторов и венчурных фондов. Для девелоперов это скорее маркетинг и возможность позиционировать свою компанию как прогрессивную. Проще говоря, всем очень интересно, но рисковать своими ресурсами не хочется. Поэтому, на мой взгляд, самое разумное сейчас — не игнорировать тренд, конечно, но и не страшиться, а использовать стартапы PropTech в качестве посредников или поставщиков технологических инструментов для развития своего традиционного бизнеса.
Анастасия Могилатова
Управляющий собственник Welhome
Я в социальных сетях — Telegram