В 1845 году стартовал один из самых масштабных проектов Российской Империи в 19 столетии — строительство Сайменского канала, соединяющего крупнейшее озеро Финляндии с Балтийским морем.
Идея создания искусственного судоходного пути от Саймы к Финскому заливу вынашивалась как минимум с XV века, а в самом начале 1600-х по указанию шведского короля Карла IX была предпринята попытка осуществить задуманное. Правда, силы тогда не рассчитали и из-за финансовых и технических проблем работы свернули; успели прорыть лишь несколько сот метров.
Начало грандиозной стройки
По условиям мирного договора от 5 сентября 1809 года после более чем 600-летнего шведского господства Финляндия вошла в состав Российской империи. Монархи последней уделяли большое внимание новой территории, последовательно проводя различные реформы. Экономическому росту способствовало развитие торговли, что в свою очередь требовало более удобных маршрутов для перевозки грузов.
В середине 1820-х вопрос о сооружении судоходного канала снова вышел на повестку дня, а появление новых для того времени технологий вселило надежду на успешное завершение проекта.
После одобрения со стороны Николая I были проведены изыскательские работы. Выбор тогда пал на проект ученого и инженера, генерал-майора Карла Андреевича Розенкампфа, который с 1824 года уже прорабатывал вариант судоходного канала из Ладожского озера к Балтийскому морю через Сайму.
И если с появлением технологии строительства каменных шлюзов реализовать задумку было теперь под силу, то вопрос финансов по-прежнему оставался нерешенным. Денег тогда найти не удалось и проект пришлось отложить на несколько лет.
В следующем десятилетии потребность в канале стала ощущаться еще острее, нуждалась в нем и столица империи: Санкт-Петербург продолжал расширяться, и значительное количество строительных материалов доставляли с территории Финляндии.
Деньги на реализацию к 1840-м уже были, поэтому оставалось утвердить окончательный проект и приступить к осуществлению давней задумки. Розенкампф для доработки плана водного пути пригласил шведского инженера Нильса Эриксона, имевшего опыт в подобных мероприятиях. Они внесли некоторые корректировки в предыдущую версию, спроектировав объект таким образом, что изменения в ландшафте были минимальными.
В 1844 году российский монарх дал добро на начало одной из крупнейших строек XIX века. К рытью канала приступили в 1845-ом. Из 58 км канала (с учетом подходного фарватера) вырыто было около 35 км (остальная часть пути проходила по системе озер). В некоторых местах, где встречались гранитные скальные породы, приходилось использовать порох. В общей сложности вынули около 3,5 млн кубометров грунта и 176 тыс. кубометров скальной породы; для облицовки канала использовали 192 тыс. кубометров каменных плит.
Роль землекопов выполняли финские крестьяне; к черновой работе привлекали и заключенных, которым взамен обещали досрочное освобождение. Из мастеров задействовали плотников, каменотесов, каменщиков и кузнецов.
Изначально на канале было построено 15 гранитных шлюзов, 5 из которых были трехкамерными, 3 — двухкамерными, остальные — однокамерными. Такое количество сооружений понадобилось из-за большого перепада уровней между морем и озером — около 75 м. Каждый шлюз имел деревянные двустворчатые ворота с затворами; открывались они вручную. Через канал построили 9 (по некоторым данным 10) чугунных разводных мостов, большинство из которых не сохранилось до наших дней.
Начало и прекращение судоходства
28 августа 1856 года канал был открыт: церемонию приурочили к коронации Александра II. По сути, достраивался объект в условиях Крымской войны. Боевые действия охватили многие территории, в том числе и Балтийское море: корабли Британского флота тогда обстреливали прибрежные города Финляндии. Поэтому доставку необходимых материалов для достройки канала приходилось осуществлять в сопровождении российских военных кораблей.
После сдачи в эксплуатацию по новому водному пути ежегодно проходило порядка 3,5 тыс. судов; к 1920-м их количество увеличилось в десять раз. Объект сыграл важную роль в развитии экономики Финляндии: вдоль канала образовались новые крупные производства, экспортировавшие лес и металл. Более того, практически сразу после открытия канал стал одним из излюбленных туристических маршрутов.
Интересно, что изначально проект планировали реализовать в течение 15 лет, потратив в общей сложности около 3 млн руб. Но завершить работы удалось на 3,5 года раньше намеченного срока, при этом ушло на 10% меньше заложенной суммы. В книге «Отечествоведение», опубликованной в 1864 году, отмечается, что все это стало возможным, благодаря «известной честности и трудолюбии финнов». Про этот объект можно сказать, что построили его быстро, качественно и недорого.
В будущем канал подвергался реконструкции. Первые серьезные изменения начались в 1927 году, тогда для пропуска судов большей грузоподъемностью устанавливали новые шлюзы, одновременно сокращая их общее количество на протяжении всего пути. В 1939 году работы по реконструкции пришлось остановить из-за разразившейся между СССР и Финляндией войной.
Боевые действия привели и к частичному разрушению объекта, хотя чуть позже его немного отремонтировали, что позволило вновь осуществлять судоходство. Правда, недолго: в 1944 году канал оказался по обе стороны границы и решить вопрос о его эксплуатации удалось лишь спустя 20 лет.
В 1962 году страны заключили договор, согласно которому советская часть объекта передавалась в пользование Финляндии на правах аренды сроком на 50 лет. По условиям договора последние должны были за свой счет реконструировать канал, так как он уже не подходил для большинства современных судов. В результате были полностью заменены шлюзы, теперь их стало восемь (все однокамерные).
Вторая жизнь Сайменского канала началась 5 августа 1968 года. В мае 2010-го срок аренды продлили еще на 50 лет. Сегодня по каналу в среднем перевозят около 1,5 млн тонн грузов в год. Его нынешняя длина составляет 43 км без учета морского фарватера (на российскую сторону приходится 19,6 км).
Как отмечал канцлер Министерства транспорта и связи Финляндии, 20 км канала, которые находятся на территории РФ, сегодня являются самой большой площадью, арендуемой одним государством у другого.
Читайте: Грандиозный проект, обреченный на провал: Обь-Енисейский канал