Недавно издательство «Альпина Паблишер» провело прямой эфир с Ольгой Лукиной, где была презентация дополненного издания книги «Бизнес и/или свобода». Интервью брала директор по маркетингу книжных проектов в издательстве Юлия Клубничкина. Фрагментом этой онлайн-встречи мы хотим с вами поделиться.
Как вы представляете себе своего читателя? Вообще для кого вы писали книгу?
Я очень хорошо представляла себе своего читателя. Когда я сидела на веранде своего дома и писала очередную главу книги, я видела лица, глаза своих бывших, своих настоящих клиентов за 25 лет.
Ну, кто это? Это сильные, необузданные люди, лидеры. И они необязательно бизнесмены. Кто-то из них руководители или топ-менеджеры в больших компаниях, кто-то из них, может быть, даже не топ-менеджер, но он мечтает победить и достичь в жизни чего-то очень яркого.
Ну, кто это? Лидеры. Люди, которые хотят реализовать себя на максимум процентов. Которые не согласятся с простой, банальной жизнью. Я писала для них. Я хотела, чтобы эта книга была для них путеводителем, чтобы она стала для них маяком, была для них поддержкой, если что-то им мешает, если какие-то блоки, какие-то страхи детские мешают им быть тем, кто они есть, двигаться к тем целям, которым они хотят. Я хотела, чтобы эта книга, прежде всего, сказала им, что это все решаемо, они с этим не родились, это пришло в их жизнь позже из-за комплексов и страхов тех людей, которые их воспитывали.
Кого вы вообще считаете лидерами? Есть ли у лидеров какие-то общие черты, чтоб сразу можно было продиагностировать, лидер сейчас перед вами или нет? И вообще не лидеры, они есть?
Конечно. Я вообще считаю, что популяции не нужно много лидеров. Я никогда не делала статистику научную. Моя научная работа была посвящена психоонкологии. Это совсем другое. Из того, что я читала у научных исследователей в Стэнфорде, например, их в нашей популяции не более пяти, максимум шести процентов. И этого достаточно. Остальные люди готовы быть их последователями, готовы идти за ними.
Кто такой лидер? Это человек, которые получил от природы совершенно определенный дар. Это природный дар, такой же, как дар к музыке, к живописи, к математике. Это дар. Либо он дан, либо нет. И пытаться в себе его развивать, если его нет – это очень неблагодарная задача.
Итак, характеристики. Во-первых, это очень особенный тип жизненной силы. Это мощная жизненная сила. Они как птица феникс. Их жизнь бьет, разбивает в клочья, их самих, их бизнесы. А они с кусочков возрождаются и создают что-то новое еще более грандиозное. То есть это мощнейшая жизненная сила.
Это устойчивость к риску. Большинство людей выдержать ту степень риска, которую выдерживают лидеры, бизнесмены, они может и могут, но с очень большими потерями для здоровья. А бизнесмены это выдерживают, для них это почти игра. Это такой тип психики, это тип физиологии.
Еще одна характеристика очень важная. Они харизматичные. Они могут вовлечь в свою идею людей. Они делают это совершенно естественно и органично, потому что люди, которые имеют другие одаренности, те же математические, музыкальные, они сами нуждаются в том, чтобы прильнуть к сильному лидеру, чтобы он показывал им путь, показывал им стратегию, они чувствуют себя рядом с ним более защищенными. То есть третья характеристика – это харизма, и это абсолютно естественное сплочение и вовлечение людей в ту идею, которую он хочет воплотить.
Четвертая характеристика: лидеры с детства категорически не могут ходить протоптанными дорогами. Им все время надо идти в тумане, освещаю свою дорогу фонарем. Им интересно строить что-то свое. У них азарта в своей базе гораздо больше, чем страха. Это вот такой тип жизненной энергии.
И это не всегда благословение. Иногда если получить дар лидерства и если при этом получить очень серьезные эмоциональные травмы в детстве, то дар лидерства превращается в проклятие, потому что это очень сильные люди, и, если они не благополучны эмоционально, они не только себя разрушают, они способны разрушить вокруг себя очень много всего, судьбы сотен, тысяч, а порой и миллионов людей.
Быть психотерапевтом сильного лидера, который хочет и не хочет меняться одновременно – очень сложная работа. Однако, помогая лидеру вырваться из своих внутренних конфликтов и встать на путь созидания, я чувствую в своей работе и в жизни глубокий смысл.