Найти в Дзене

Когда большие пассажирские лайнеры станут беспилотными?

Этот материал является продолжением статьи «Когда экипаж пассажирского самолёта будет состоять из одного пилота?», которая заканчивается утверждением, что в кабине современного пассажирского воздушного лайнера не может находиться один пилот -только ноль или, как минимум, полтора.

Итак продолжим.

Что такое беспилотный самолёт?

Ответ вроде напрашивается сам собой.

Беспилотный самолёт – это самолёт, которым управляет автопилот в такой степени, что не требуется наличие пилота.

То есть тот вариант, когда в кабине отсутствует пилот, но управляет самолётом некто, находящийся на земле, мы не рассматриваем. Только заметим, в эпоху самолётов с электронно-дистанционной системой управления или fly-by-wire реализовать такой способ управления самолётом является делом не несложным. Какая разница, где находится пилот в кабине воздушного судна или на земле в специально оборудованном помещении. Главное обеспечить приемлемую надёжность каналов связи. Но мы этот вариант сейчас не рассматриваем, поскольку – такой самолёт нельзя назвать беспилотным.

Каким образом по мнению автора это может быть реализовано читайте в рассказе 2006 года «Обычный полёт 2036 года».

Получается, что беспилотным можно назвать самолёт, в котором не только нет пилота, но который управляется исключительно автоматикой. Как это происходит, например, в беспилотных автомобилях или поездах, соединяющих терминалы крупных аэровокзальных комплексов.

И какие могут быть проблемы с внедрением таких самолётов?

Первое, что приходит на ум – это тот факт, что самолёты перемещаются по воздуху, годе в отличие от автомобилей нет дорог. Про поезда с их передвижением исключительно по рельсам даже не вспоминаем. Однако это не является препятствием для реализации беспилотных самолётов. Поскольку в воздушном пространстве уже давно существуют маршруты и схемы, по которым самолёты следуют с достаточной степенью точности.

Вторым фактором, который мог бы препятствовать распространению беспилотных пассажирских самолётов обычно высказывается неготовность пассажиров принять такой вариант управления самолётом. Это, на мой взгляд, вообще не препятствие. Достаточно вложить определённые средства на рекламную кампанию, частью которой будет пара-тройка блокбастеров, где самолёты, управляемые автопилотом, справляются в сложных ситуациях, а управляющий самолётами лётчик оказывается маньяком, смертником или психом и все гибнут. В результате такой компании пассажиры, поднимающиеся на борт самолёта, будут требовать, чтобы самолёт управлялся исключительно автоматикой. К большому сожалению в манипуляции человеческим сознанием современные методики достигли невиданных высот.

Остаётся только два реальных препятствия для реализации проекта беспилотных пассажирских авиаперевозок.

Первое из них – это необходимость убедиться в том, что такие перевозки будут безопаснее и дешевле существующих. Для авиации, которая являясь сверх технологической сферой деятельности в то же время очень консервативна в плане управления – это всегда длительный процесс. И это хорошо.

А второе – это антитеррористическая защита авиаперевозок. Не нужно иметь особых знаний в области авиатранспорта, чтобы понимать, какая защита программного обеспечения беспилотных самолётов потребуется. Стоимость её создания и сопровождения может поставить крест на этом на первый взгляд перспективном направлении развития транспорта. Получается, что пилот в кабине самолёта должен быть. Хотя бы один. Но почему один пилот – это не безопасно я рассказывал в материале с названием «Когда экипаж пассажирского самолёта будет состоять из одного пилота?» и заканчивался этот материал утверждением, что экипаж будет без пилотов или пилотов будет не меньше, чем полтора, но никак ни один.

Почему ноль пилотов в кабине нам не подходит я попытался объяснить в этой статье.

Теперь, естественно, требуется объяснить, как может быть полтора пилота.

Всё намного проще, чем кажется.

Всё дело в том, что пилот – это человек, управляющий летательным аппаратом. Управлять современным самолётом в ручном или автоматическом режиме при определённых условиях может один пилот. Именно благодаря этому потеря работоспособности одного пилота, хоть и является аварийной ситуацией, но совсем не фатальной. А вот на воздушном судне с одним пилотом такая ситуация, возникшая на критических этапах полёта, становится более чем просто опасной. Поэтому именно на этих этапах необходимо, чтобы в кокпите было два пилота. Или один пилот и один человек, который может определить потерю работоспособности пилота. Таким человеком может быть старший бортпроводник или purser после соответствующей подготовки, которая явно не столь затратная, как подготовка второго пилота. Тем более, что именно на критических этапах полёта обслуживание пассажиров не производится.

Но остаётся ещё один нюанс. Полёт, по большому счёту, есть ни что иное, как череда принимаемых решений. А практика показывает, что для принятия правильного решения в полёте лучше именно два пилота.