Сегодня существуют разные мнения среди специалистов, считать ли свидетелей Иеговы христианами. Одни, наподобие религиоведа Дворкина А.Л., считают псевдохристианской сектой. Некоторые эксперты вообще отказывают им даже в подобном статусе, утверждая, что это нехристианская секта. Другие относят к протестантским деноминациям. Сами свидетели считают только себя истинными христианами. Надо разобраться в этом вопросе. Почему им отказывают в этом праве? Всех кого я читал с критической позицией, объясняют это непринятием иеговистами идеи о божественности Христа. Но давайте разберём по порядку этот вопрос.
Что признают свидетели? 1.Они признают благую весть Христа, признают искупительную роль жертвы Иисуса в борьбе с следствием первородного греха, т.е. они признают центральное учение христианства. 2. Признают также закон любви, соблюдение которого необходимо для спасения человека. 3. Важное значение придают крещению и воспоминаниям о тайной вечери. Да, их трактовки отличаются от католических или православных, и тем ни менее они имеют место быть. Получается, что с позиции светского религиоведения в учении иеговистов не меньше христианского, чем в пятидесятничестве или в любой другой деноминации.
Но может антитринитаризм СИ быть причиной того , чтобы считать эту организацию нехристианской? Здесь следует обратиться к истории. Антитринитаризм развивался как учение параллельно тринитарным с самого начала зарождения христианства. Его истоки уходят корнями в христианский гностицизм, который признавал Иисуса в качестве созданного богом посланника, но при этом отрицал или умалял его человеческую природу. Стоит отметить, что элементы учений антитринитаризма проявляют себя в ранних богословских учениях и видны как отголоски в учении мученика Иустина Философа, которого церковь канонизировала, он считал Логос невечным, как и известные богословы того времени Тертуллиан, Ириней Леонский, Ориген . Иисус становится посланником и посредником между миром и богом. Он божественен, но по статусу ниже Отца. Савелианство к примеру лишало автономии Сына и Святого духа, считая их разными модусами Отца, боясь создания трибожия. Т.е. тот классический православный взгляд на Троицу зарождался не сразу. Однако на раннем этапе тринитарных споров мы встречаем антитринитаризм иного плана, в учениях Павла Самосатского, Ария и Нестория, отрицающих божественную сущность Христа. Ариане считают Иисуса первым тварением Бога, некоей сущностью неприродного характера. Для несториан Иисус не бог, а простой человек с нравственной жилкой, который при крещении получает божественную благодать. Несмотря на победу тринитариев несториане смогли создать свою церковь, которую все специалисты и светские и православные именуют христианской. Возникает вопрос, почему же свидетелям Иеговы отказывают в праве называться христианами??? Кто такой Иисус в иеговизме? Воплотившаяся ангельская сущность, которая богоподобна, но не является богом по сущности. В этом плане учение иеговистов даже ближе к православному, чем несторианская. И занимает некоторое промежуточное расположение между гностическими христианскими учениями, арианской и ортодоксальной, ибо придаёт значение человеческой природе в жертвенном искуплении Иисуса.
Конечно, это всего лишь беглый анализ очень сложной проблемы. Но все же факт остаётся фактом, что поклонники Иеговы христиане как по религиоведческому, так и богословскому определению.
А как вы относитесь к свидетелям Иеговы?