Фактически лишь небольшая часть айсберга поднимается над водой, остальное - скрывается под водой.
Когда дело доходит до создания персонажей, метафора айсберга помогает понять принцип их создания. Вершина "Айсберга персонажа" - это то, что видят и слышат зрители, а бездна под ней - это то, что знает автор. Понимание принципа этой массы льда под поверхностью - именно то, что делает персонажа сложным и запоминающимся; диалог и действие должны лишь намекать на существование более крупного ядра личности.
В фильме "Лучше не бывает" (1997), удостоенном Оскара, Джек Николсон снялся в роли Мелвина Юдалла, мизантропа, гомофоба, расиста страдающего навязчиво-компульсивного расстройством. Он избегает наступать на трещины на тротуаре, каждый день завтракает за одним столиком в одном и том же ресторане, используя одноразовую пластиковую посуду, которую приносит с собой.
Конечно, мы понимаем, что сами иногда избегаем трещин на тротуаре и соблюдаем тот же режим завтрака, но зачем пластиковая посуда? Это та причина, которая объясняет, почему он использует новый кусок мыла каждый раз, когда моет руки. ОКР Мелвина в значительной степени вызвано его патологической мизофобией, то есть страхом перед заражением и микробами. Знание этого как части большого айсберга Мелвина помогло писателю Марку Андрусу показать глубину персонажа через пластиковую посуду и куски мыла.
Задавайте вопросы
Создание персонажа начинается с вопросов. Представьте себе парня, который планирует ограбить банк. Есть очевидные вопросы для развития сюжета.
Почему он хочет ограбить банк?
Кто ему поможет?
Как он будет планировать ограбление?
Что он будет делать с деньгами?
В фильме "Собачий полдень" (1975) мошенник Сонни Ворцик (Аль Пачино), его друг Сальваторе "Сал" Натурал (Джон Казал) и Стиви (Гэри Спрингер) впервые пытаются ограбить банк. Ограбление сразу же пошло наперекосяк, в основном потому, что они - неумелые воры, однако вопрос остается открытым: почему они вообще пытаются ограбить банк?
Если ответ только за деньги, то этого недостаточно. На что пойдут деньги? Это и есть основной вопрос, который приведёт нас к пониманию более полной истории. Лишь после того, как Сонни держит людей в заложниках в банке, и ограбление получает огласку, приезжает жена Сонни и раскрывает толпе и чиновникам, что Сонни пытался ограбить банк, чтобы заплатить за её операцию по смене пола. Сонни так сильно любил свою жену, что он рисковал своей жизнью и их будущим, чтобы помочь ей стать мужчиной. Вот это интересно.
Чем интереснее ваши вопросы, тем глубже становится ваша история.
Раскрытие информации
Зрители могут видеть последствия, но не всегда причину. Часто, однако, причина присутствует, просто раскрывается незаметно, через небольшое действие или реакцию.
Каково было его воспитание?
Он раньше воровал?
Каково его прошлое с законом?
Существуют ли для него авторитеты?
Ответы на вопросы помогут сформировать персонажа с логичными действиями, которые мотивированы, а значит, их действия не только правдоподобны, но и вероятны.
В "Почти знаменит" Пенни Лейн (Кейт Хадсон) врывается в номер отеля, где веселится Стиллуотер (Stillwater). Она дословно декламирует вступление стюардессы, добавляя несколько французских слов.
Это нам о многом говорит. Вероятно, она летала много раз в жизни и, возможно, во Францию. Только автор действительно знает её точную историю, но что мы можем понять, так это то, что она часто путешествует... возможно, чтобы сбежать из дома, но от чего она убегает? Может ли быть от самой себя?
Знайте ваших персонажей
Вы должны знать своих персонажей: историю, психологию и личность - потому что сложные персонажи не позволят вам поместить их в неправдоподобные ситуации или создать невероятный диалог.
Если вы ответите на множество вопросов, начиная с таких базовых, как "какой у него цвет волос", и заканчивая такими конкретными, как "какой у неё почерк", то высока вероятность того, что сформируется более сложный, уникальный персонаж.
Слушайте внутренние голоса ваших персонажей, и ваши сюжеты будут правдоподобными.
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.