В 2006 году я написал производственно-фантастический рассказ под названием «Обычный полёт 2036 года». Этот рассказ можно прочитать на данном ресурсе. Лет через десять после этого события стали появляться сообщения, что ведущие самолётостроительные гиганты вовсю тестируют самолёты, которые могут эксплуатироваться экипажем, состоящим из одно пилота. Эти сообщения породили разного рода дискуссии. Основные реакции на эти сообщения можно разделить на две части. Первая — вот вам и экономия на зарплатах пилотов. И вторая – смотрите, как далеко ушла техника.
Начнём со второго утверждения. Техника, особенно авиационная, действительно развивается стремительно. Автор в этом убедился на собственном опыте, поскольку начинал лётную карьеру на самолёте без автопилота и прочих автоматических систем, когда в течение восьми часов нахождения в воздухе приходилось крутить баранку в прямом смысле этого слова, совершая в ручном режиме до пятидесяти посадок в день, и благодаря технологическому прорыву в лётной эксплуатации воздушных судов, закончил свою лётную карьеру на самолётах, которые могут сами делать всё с минимальным участием пилота. На то насколько изменился труд пилота отвлекаться не будем, желающие могут прочесть в материале Умеют ли летать современные пилоты?. Остановим внимание только на том, что современные технологии позволяют управлять самолётом на всех этапах в автоматическом режиме. То есть дело только за правилами, процедурами и экономикой.
Вот мы и сказали слово «экономика». Для чего уменьшать привычный на сегодня экипаж из двух пилотов? Причин может быть только две: повышение безопасности и снижение расходов.
Повышение безопасности при уменьшении экипажа на сегодня представляется весьма сомнительным, а вот снижение затрат при уменьшении экипажа вдвое выглядит весьма заманчивым.
Давайте проанализируем, так ли это.
Поскольку расходы на лётный персонал складываются из затрат на зарплаты, подготовку и поддержания надёжности, то и проанализируем эти статьи.
Расходы на зарплату ожидаемо снизятся. Но существенно возрастут затраты на подготовку. Естественно, что готовить сразу же капитана обойдётся дороже чем первоначально подготовить второго пилота, который в на начальном этапе в процессе производственной деятельности не только приносит прибыль, но и повышает свой профессиональный уровень до необходимого капитанского.
К этому нам нужно прибавить дополнительные расходы на поддержание надёжности капитана одночленного экипажа. И здесь мы с удивлением увидим неожиданный рост расходов на мониторинг состояния здоровья, особенно психического. Необходимость такого мониторинга связана и с имением характера работы (один пилот в кабине) и с повышением влияния психического состояния единственного члена экипажа на безопасность полёта.
Так что подсказывает мне интуиция, что, подсчитав издержки от уменьшения состава экипажа до одного капитана, большинство компаний откажутся от этой затеи.
То есть ответ на вопрос, указанный в заголовке, будет таков - никогда.
Скорее экипаж будет без пилотов или пилотов будет не меньше чем полтора, но никак ни один.
Про ноль и полтора пилота в материале "Когда большие пассажирские лайнеры стнут беспилотными?"