Найти тему

Психолог в концлагере: свидетельства узника о лагерных буднях

Виктор Франкл - австрийский психолог, который в годы Второй Мировой войны находился в числе узников концлагерей с 1942-1945 г.г.

В своём произведении «Психолог в концлагере» («Скажи жизни «Да!»)  он рассказывает о психическом состоянии заключённых и о их буднях.

Все мы слышали об ужасах, которые творились в концлагерях, но прочитать об этом от участника событий совсем другое. Все неприятности современного мира кажутся мелкими.

  •  90 % прибывших в лагерь сжигались в первый день по прибытию. Узников отправляли в здание на котором было написано «Баня», приказывали раздеться, давали мыло и отправляли на смерть. Только 10 % из прибывших отправлялись на самом деле на санобработку.
  •  Бараки, где жили заключённые не отапливались. Люди спали на нарах 2 на 2,5 метра по 9 человек, плотно прижавшись друг к другу.
  • Психолог в концлагере: свидетельства узника о лагерных буднях
     Заключённые выполняли тяжелые физические работы на морозе и с минимальным количеством пищи - кусок хлеба и миска мутной тёплой жидкости. 
  • Заключённые считали за радость получить суп из нижней части кастрюли, так как в миску могли попасть пару горошин или кусок картошки. Под конец заключения Франк говорит о том, что появились случаи каннибализма (людоедства). 
  • При особых трудовых заслугах заключённому могли выдать сигареты.

Но курили, как пишет Франкл, только смертники (люди готовые к смерти и отказавшиеся от борьбы за жизнь), так как одну сигарету можно было обменять на миску супа. А суп - это дополнительный день жизни.

  • Заключённых наказывали за малейшую провинность, нарушитель порядка если не отправлялся в печь или газовую камеру, то получал многочисленные удары. 

Франкл пишет, что страшна была не столько физическая боль от ударов, а обида от несправедливости.

У заключённого цель была одна - дожить конкретный день.

Особую муку составляло и то, что заключённые не знали периода своего заключения. Оно было одновременно и временное и вечное.

Узники не знали ничего о своих семьях, не имели возможности ни написать, ни получить не одной строчки.

И в завершение статьи поделюсь мыслями Виктора Франкла, которые мне запомнились:

  • «Богу важнее хороший Вы человек, чем то, верите ли Вы в него».

  • «Если жизнь имеет смысл, то имеет смысл и страдание. Страдание является частью жизни, точно также, как судьба и смерть. Страдание и смерть придают бытию смысл».

  • «Человек всегда и везде противостоит судьбе, и это противостояние даёт ему возможность превратить своё страдание во внутренние достижение».

  • «Достоевский как-то сказал, я боюсь только одного - оказаться недостойным моих мучений».

  • «Бисмарк однажды заметил, что в жизни - как в кресле у зубного врача, все время кажется, что главное ещё будет, а оно уже позади».