Читатель канала "Московские истории" Леонид Перников о том, что ему больше всего запомнилось в Московском зоопарке. И это были вовсе не звери.
Речь пойдёт не о зверях, а как раз, наоборот, о людях. Я с детства не любил смотреть на зверей в клетке - будь то зоопарк, цирк, Уголок Дурова. Очень их мне было всегда жаль. Просидеть всю жизнь в клетке - что может быть трагичней и ужасней. Мне было достаточно сходить в зоопарк один раз, чтобы вживую окунуться в атмосферу заклеточной жизни. Та же ситуация разочарования меня ждала и в цирке - не мог отделаться от мысли, что звери там только на показ и на дрессуру. Но перейдём к людям.
Тот первый мой поход в зоопарк (1961 - 1963 год, мне 7 или 8 лет) с мамой, почему-то брата тогда с нами не случилось, был ознаменован одним маленьким событием, о котором у меня осталась память на всю жизнь.
Звери смирно сидели в своих клетках и загонах и для меня никакого интереса не представляли и, думаю, не только для меня: дети усиленно просили мороженое и газировку, а те, кто уже вкусил этих радостей, так же усиленно искали туалет.
И тут видим на одной из маленьких асфальтовых площадок - очередь, и приличная. Конечно, подходим. В конце очереди, вернее, в её начале сидит на маленькой табуреточке за маленьким столиком (это даже не столик, а махонькая стоечка с выдвижным ящичком) седой старичок с ножницами (чуть больше маникюрных) и творит чудо. Он вырезает профили людей. Да так быстро, лихо и точно, что рядом стоит толпа зевак.
Этот художник сажал перед собой человека на уровне глаз, пару секунд всматривался, отыскивая что-то характерное, а затем за пару секунд вырезал его профиль на голубом или розовом листочке. Очередь была большая, но двигалась довольно быстро - дед работал с такой скоростью, что на каждого клиента у него уходило не больше 25-30 секунд: 3 секунды сесть перед ним, 2-3 - кинуть взгляд, ещё пара секунд - вырезание и столько же - дать сдачу с рубля. Сделанный профиль, очень точный, он приклеивал кусочком пластилина на белый листок чуть большего размера и каждого предупреждал, что дома надо пластилин убрать и прикрепить как-то по-другому, иначе пластилин оставит жирное пятно.
Уж не знаю по какому патенту он работал и как разбирался с финансовыми органами, но стоил "портрет" 30 или 40 копеек. Очевидно, у него были последователи: уже со своим ребёнком я нашел такого же мастера и в том же Московском зоопарке.
"Техника силуэта из Китая пришла в Европу, и к середине XVIII века силуэты вошли в большую моду. В начале XIX века ими украшали фарфоровые чашки и вставки на мебели. Художник Федор Толстой ухитрялся в этой технике делать многофигурные батальные композиции. К середине XIX века силуэт остался уделом ярмарочных художников, вырезавших портретики "на скорость". Их и сейчас можно застать на московском Арбате". (Использованы материалы kommersant.ru)
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru