Найти тему
Московские истории

Зоопарк: "Седой старичок лихо вырезал профили людей"

Читатель канала "Московские истории" Леонид Перников о том, что ему больше всего запомнилось в Московском зоопарке. И это были вовсе не звери.

Вход в Зоопарк, 1994 г. Фотография предоставлена пользователем Likinskij.
Вход в Зоопарк, 1994 г. Фотография предоставлена пользователем Likinskij.

Речь пойдёт не о зверях, а как раз, наоборот, о людях. Я с детства не любил смотреть на зверей в клетке - будь то зоопарк, цирк, Уголок Дурова. Очень их мне было всегда жаль. Просидеть всю жизнь в клетке - что может быть трагичней и ужасней. Мне было достаточно сходить в зоопарк один раз, чтобы вживую окунуться в атмосферу заклеточной жизни. Та же ситуация разочарования меня ждала и в цирке - не мог отделаться от мысли, что звери там только на показ и на дрессуру. Но перейдём к людям.

Тот первый мой поход в зоопарк (1961 - 1963 год, мне 7 или 8 лет) с мамой, почему-то брата тогда с нами не случилось, был ознаменован одним маленьким событием, о котором у меня осталась память на всю жизнь.

Звери смирно сидели в своих клетках и загонах и для меня никакого интереса не представляли и, думаю, не только для меня: дети усиленно просили мороженое и газировку, а те, кто уже вкусил этих радостей, так же усиленно искали туалет.

Ларек с газированными напитками в московском зоопарке, 1950-е. Фото: Мартин Манхоф.
Ларек с газированными напитками в московском зоопарке, 1950-е. Фото: Мартин Манхоф.

И тут видим на одной из маленьких асфальтовых площадок - очередь, и приличная. Конечно, подходим. В конце очереди, вернее, в её начале сидит на маленькой табуреточке за маленьким столиком (это даже не столик, а махонькая стоечка с выдвижным ящичком) седой старичок с ножницами (чуть больше маникюрных) и творит чудо. Он вырезает профили людей. Да так быстро, лихо и точно, что рядом стоит толпа зевак.

Силуэт Леонида Перникова работы того самого мастера из зоопарка.
Силуэт Леонида Перникова работы того самого мастера из зоопарка.

Этот художник сажал перед собой человека на уровне глаз, пару секунд всматривался, отыскивая что-то характерное, а затем за пару секунд вырезал его профиль на голубом или розовом листочке. Очередь была большая, но двигалась довольно быстро - дед работал с такой скоростью, что на каждого клиента у него уходило не больше 25-30 секунд: 3 секунды сесть перед ним, 2-3 - кинуть взгляд, ещё пара секунд - вырезание и столько же - дать сдачу с рубля. Сделанный профиль, очень точный, он приклеивал кусочком пластилина на белый листок чуть большего размера и каждого предупреждал, что дома надо пластилин убрать и прикрепить как-то по-другому, иначе пластилин оставит жирное пятно.

Уж не знаю по какому патенту он работал и как разбирался с финансовыми органами, но стоил "портрет" 30 или 40 копеек. Очевидно, у него были последователи: уже со своим ребёнком я нашел такого же мастера и в том же Московском зоопарке.

"Техника силуэта из Китая пришла в Европу, и к середине XVIII века силуэты вошли в большую моду. В начале XIX века ими украшали фарфоровые чашки и вставки на мебели. Художник Федор Толстой ухитрялся в этой технике делать многофигурные батальные композиции. К середине XIX века силуэт остался уделом ярмарочных художников, вырезавших портретики "на скорость". Их и сейчас можно застать на московском Арбате". (Использованы материалы kommersant.ru)

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц