Василий Яковлевич Чичагов — один из самых противоречивых адмиралов российского парусного флота. С одной стороны, именно он командовал русскими эскадрами в таких выдающихся сражениях, как Ревельское и Выборгское, за победу в последнем из которых удостоился (причем единственный из отечественных военных моряков) ордена Св. Георгия I ст., с другой — пожалуй, никого из адмиралов-победителей так не критиковали современники и историки. В чем же причина сложившейся ситуации?
Попытаемся ответить на этот вопрос, но прежде чем переходить к анализу деятельности В.Я. Чичагова в Русско-шведской войне 1788–1790 годов, по поводу которой, в основном, и разгорелась полемика, напомним этапы его жизни и службы.
В.Я. Чичагов родился 28 февраля 1726 года в небогатой дворянской семье под Костромой. В 1742 году он поступил на морскую службу гардемарином, а в 1745 году был произведен в мичманы. В 1751 году Чичагов стал корабельным секретарем, а в 1754 году — лейтенантом. В том же году молодой офицер командовал фрегатом «Св. Михаил». Принимал активное участие в Семилетней войне 1757–1762 годов, в том числе в Кольбергской экспедиции 1761 года, заслужив в ходе нее даже лестный отзыв А.И. Полянского.
В эти же годы В.Я. Чичагов стал сначала капитан-лейтенантом (1758 г.), а затем и капитаном 2 ранга (1762 г.). В 1762 году перевел из Санкт-Петербурга в Кронштадт линейный корабль «Св. Екатерина». 20 апреля 1764 года В.Я. Чичагов произведен в капитаны 1 ранга и назначен командиром линейного корабля «Ревель».
Но уже 1 июля он стал капитаном бригадирского ранга и был назначен начальником планируемой секретной экспедиции в Северный Ледовитый океан, для чего отправился в Колу. В 1765–1766 годах, в рамках этой экспедиции, на кораблях «Чичагов», «Панов» и «Бабаев» совершил два плавания, в ходе которых пытался найти северный морской путь по маршруту Белое море — Шпицберген — Гренландия — Камчатка. Однако дальше Шпицбергена он так и не смог пройти. Да это было и невозможно на деревянных парусных кораблях: лишь два столетия спустя, в 1977 году, атомный ледокол «Арктика» достиг желаемой цели. К чести В.Я. Чичагова, он сумел убедить в этом Петербург, чем предотвратил напрасную трату сил и средств в последующие годы.
Из письма В. Я. Чичагова
«Невероятнее кажется и то, чтоб бывали люди выше 81 градуса к северу. Но то разве не в нынешнем веке; а ныне, как шкипера сказывали, что льды против времен умножились, и никто уже на восточную сторону Шпицбергена не ходит, а прежде, лет 60 назад, имели там промыслы.»
Из рапорта В. Я. Чичагова Адмиралтейств-коллегии
«И во все время нашего плавания как к Гренланду, так и других чаемых к северу лежащих земель не усмотрено. И как видимые обстоятельства уверяют, что северный проход за великими льдами невозможен.»
Еще одной заслугой В.Я. Чичагова в плаваниях 1765–1766 годов было сохранение в столь непростых северных условиях как кораблей, так и их экипажей. В результате, несмотря на конечную неудачу экспедиции, В.Я. Чичагов удостоился благодарности от самой императрицы.
Из указа императрицы Екатерины II от сентября 1766 года
«Всемилостивейше повелеваем бывши нынешнего года в кампании и на острове на зимовке под командою флота капитана бригадирского ранга Чичагова для оказания нашей Императорской милости и удовольствия за понесенные ими особливые труды и приложенного усердного старания к достижению до повеленного ему предмета, выдать ему, капитану Чичагову и бывшим в оной флотилии штаб, обер- и унтер-офицерам и рядовым годовое их окладное жалованье, не исключая из того и вдов умерших служителей и сирот во время оного плавания, которым также по окладам их мужей выдать адмиралтейств-коллегии повелеваем.»
В 1767 году В.Я. Чичагов вернулся на Балтику, но уже в следующем году вновь выехал на север — на этот раз в качестве главного командира Архангельского порта. Здесь он столкнулся с такими злоупотреблениями, что пошел на открытый конфликт, итогом которого стало его возвращение на Балтику и присвоение в 1770 году звания контр-адмирала.
В 1772 году В.Я. Чичагов командовал четвертой Архипелагской эскадрой Балтийского флота, совершившей переход с Балтики в Средиземное море. В конце 1773 года получил орден Св. Георгия 4-й ст. за 20 кампаний и был командирован в Азовскую флотилию. В 1774 году, будучи ее младшим флагманом, дважды отбил попытку прорыва сильного турецкого флота в Керченский пролив. Фактически это стало первым боевым опытом В.Я. Чичагова. При этом опыт успешной позиционной обороны в Керченском проливе в июне 1774 года он впоследствии сумел использовать и в Ревельском сражении 1790 года.
Однако следует отметить, что на этот раз действия В.Я. Чичагова однозначно положительно оценить сложно. В частности, в 1774 году у него впервые и со всей наглядностью проявилась такая черта флотоводческого искусства, как максимальная, даже чрезмерная осторожность.
Сначала, в апреле 1774 года, он даже не попытался уничтожить турецкие суда в Казылташском лимане. Затем не предпринял попыток сжечь турецкий флот в Керченском проливе, во время противостояния с ним, хотя крайне низкая боеспособность последнего в середине XVIII века, помноженная на ночную беспечность турецких моряков и условия пролива, позволяла рассчитывать на успех. Наконец, отказался он и от какихлибо действий против турецкого флота у Алушты в июле того же года. Впоследствии такое отношение к действиям флота стало для Чичагова нормой.
Тем не менее 10 июля 1775 года В.Я. Чичагов получил звание вице-адмирала, а 28 июня 1782 года — полного адмирала. Вместе с последним получил он и орден Св. Александра Невского. В 1782–1784 годах, командуя эскадрой, адмирал плавал по маршруту Кронштадт — Ливорно — Кронштадт, участвуя в обеспечении принятой Екатериной II декларации «Вооруженного нейтралитета».
Следующей значимой вехой в судьбе В.Я. Чичагова стала Русско-шведская война 1788–1790 годов. Однако командующим вышедшей против шведов эскадрой Екатерина II назначила С.К. Грейга. В.Я. Чичагов, обидевшись, что командование поручили не ему, сразу же сказался больным. Только в связи со скоропостижной смертью С.К. Грейга осенью 1788 года императрица сначала поручила Чичагову Ревельский порт с находившимися в нем кораблями, а затем, весной 1789 года, и общее командование всем флотом на Балтике.
Однако первое же свое сражение в ранге командующего — Эландский бой 15 июля 1789 года — В.Я. Чичагов провел крайне пассивно, хотя имел равенство в силах со шведами: 20 русским линейным кораблям противостоял 21 шведский. Это вызвало негодование даже у Екатерины II, потребовавшей у Совета рассмотреть действия адмирала. Однако, несмотря на такое, по мнению Н.В. Новикова и Г.А. Гребенщиковой, справедливое возмущение Екатерины II, Совет признал действия В.Я. Чичагова соответствующими требованиям инструкции. В результате адмирал сохранил свой пост.
В кампании 1790 года Балтийский флот под командованием В.Я. Чичагова одержал две блестящие победы. 2 мая на Ревельском рейде он отбил атаку вдвое большей шведской эскадры, нанеся противнику ощутимые потери (в частности, шведы лишились двух линейных кораблей: «Prince Carl» сдался русским, а «Riksens Ständer» попал на риф и был сожжен самими шведами на следующий день после сражения).
22 июня уже объединенный русский флот (соединившиеся Кронштадтская и Ревельская эскадры) под общим командованием Чичагова нанес прорывавшемуся из Выборгского залива шведскому флоту тяжелое поражение: на этот раз потери шведов составили семь линейных кораблей («Enigheten» сгорел, «Hedvig Elisabeth Charlotta» и «Loisa Ulrika» погибли, «Ömheten», «Finland», «Rättvisan», «Sophia Magdalena» сдались в плен), три фрегата («Zemira» сгорел, «Uppland» и «Ярославец» сдались, правда, первый в итоге спасти не удалось) и 54 вспомогательных и гребных судна; 5000 шведских моряков погибли, 2000 попали в плен.
Потери русского флота составили 117 убитых и 164 раненых и ни одного корабля. За эти победы В.Я. Чичагов получил высокие награды: за Ревельское сражение — орден Св. Андрея Первозванного, а за Выборгское — орден Св. Георгия I ст. Тем не менее, основные силы шведского как парусного, так и гребного флота все же сумели вырваться из Выборгского залива и укрыться, соответственно, в Свеаборге и Роченсальме. Это стало существенным промахом В.Я. Чичагова, упустившего, таким образом, великолепный случай одним ударом окончить войну.
В 1791–1796 годах В.Я. Чичагов фактически являлся командующим Балтийским флотом России. Кроме того, в 1793–1794 годах вместе с П.И. Пущиным, А.Н. Самойловым и И.А. Повалишиным он принял участие в работе Комиссии по составлению новых штатов Черноморского флота, которые в результате были утверждены в 1794 году в следующем виде: 15 74-пушечных кораблей и 18 фрегатов (по шесть 50-, 30- и 28-пушечных). Основной отрицательной чертой новых штатов стало отсутствие в составе Черноморского флота главных ударных кораблей того времени, 80- и 100-пушечных, что, безусловно, должно было серьезно ослабить его мощь5 . Положительными моментами были однотипность предполагаемых кораблей 74-пушечного ранга и наличие значительного числа фрегатов, в том числе хорошо зарекомендовавших себя 50-пушечных. Правда, непонятно, зачем навязывалась разнотипность обычных фрегатов, которые предполагалось строить как 30-, так и 28-пушечными.
С пришедшим к власти в ноябре 1796 года Павлом I отношения у В.Я. Чичагова не сложились, и в 1797 году он, по собственному прошению, был уволен в отставку. 4 апреля 1809 года В.Я. Чичагов скончался и был похоронен в Александро-Невской лавре Петербурга.
А каковы личностные черты В.Я. Чичагова? Судя по историческим документам, они были столь же контрастны, как и вся его деятельность...
© А. А. Лебедев
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №63/2011
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut