Чай и кофе давно стали повседневными напитками русских людей. Но так было не всегда. Чай принимали с трудом, особенно в старообрядческой среде, где в чае и кофе видели бесовскую сущность. Почему?
Сегодня нам известно много старообрядческих письменных источников с 18 по 20 век, где чай и кофе расцениваются как напитки дьявола. Одно из направлений старообрядцев-беспоповцев, известное как бегуны-странники, включали вопрос о чае в чин исповедания:
"не пивал ли чаю. по небрежности, а наипаче по бестрашию Божию"
Впервые чай появился в России в 16 веке через торговлю с Китаем. При царе Михаиле Федоровиче чай попал в правящие круги и стал набирать популярность. Но народ узнал о чае только в конце 17 века.
Событие знакомства народа с чаем совпало с послераскольным периодом, когда старообрядцы видели в реформах Никона бесовские проявления. Поэтому любое нововведение в быту рассматривали как преддверие антихристова царства. Отсюда чай стал символом бесовщины в сознании староверов.
Староверы имеют особый религиозный этикет. Их пищевые запреты чем-то напоминают иудейские и мусульманские. У староверов есть четкое разделение еды и предметов быта на "чистые" и "нечистые". Чай выращивали в "нечистых" неправославных странах, поэтому это стало еще одной причиной ненависти к чаю.
Письменные источники староверов показывают, что их авторы обвиняли в распространении чая китайцев, язычников, египтян, "загнивающий" от протестантизма Запад.
Третья причина, по которой старообрядцы невзлюбили чай, связана со словом "отчаяние", иллюстрирующее один и самых тяжких грехов:
"Аще кто от православных християн дерзнет пити чай, сей отчается самого Господа Бога и да будет предан 3-жды анафеме"
Усть-Цилемское собрание, номер 66.
В том же собрании вместе с чаем в список запретных продуктов вошли кофе с табаком:
"Аще кто от православных християн дерзнет пити кофей, в том человеке будет ков и лукавство и да будет предан анафеме 4-жды. Аще кто от православных християн дерзнет пити табак, той да будет предан анафеме 7-жды"
Усть-Цилемское собрание, номер 66.
Кофе тоже являлось поздним продуктом и воспринималось как сатанинское нововведение. Да, я использую слово кофе в среднем роде, потому что это наиболее традиционный и удобный вариант, который существовал еще до позднесоветских прескриптивистских правил.
С началом 20 века в старообрядцы ослабили нелюбовь к чаепитию и кофепитию. Потребление сих продуктов рассматривали уже как нежелательную, отлучать от церкви перестали.
Вместе с чаем грозному взгляду старообрядцев подвергся самовар, в коем видели "сатанинский жертвенник", "медного змия" или "адово жилище":
"Въ последнее время изыдетъ на брань съ християны медный змЪй, рекомый адская утроба. И во[лю] его возлюбятъ крепко и предадятся ему до конечнаго умопомрачения. И той змий имать во округу себЪ воду, а внутри огнь горящий, якоже въ жупел!, геенскомъ."
"Сказание о чаю и о самоваре" из собрания Плотникова, номер 51.
В те давние времена старообрядцы думали, что все нововведения указывали на скорое пришествие Антихриста. Очень похоже на поведение части современных верующих, которые видят в 5G, прививках и прочих изобретениях антихристовые методы порабощения человечества. Интересно, эти люди пьют кофий или чай?
Литература: Александр Пигин. Сочинения о чае и самоваре в старообрядческой письменности XVIII—XX вв. Издание: Живая старина. 2014.
Еще статьи про староверов:
Как староверы живут в Южной Америке
Как выглядели кладбища староверов Русского Севера