Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Почему староверы запрещали пить чай и кофе

Чай и кофе давно стали повседневными напитками русских людей. Но так было не всегда. Чай принимали с трудом, особенно в старообрядческой среде, где в чае и кофе видели бесовскую сущность. Почему?

Сегодня нам известно много старообрядческих письменных источников с 18 по 20 век, где чай и кофе расцениваются как напитки дьявола. Одно из направлений старообрядцев-беспоповцев, известное как бегуны-странники, включали вопрос о чае в чин исповедания:

"не пивал ли чаю. по небрежности, а наипаче по бестрашию Божию"

Впервые чай появился в России в 16 веке через торговлю с Китаем. При царе Михаиле Федоровиче чай попал в правящие круги и стал набирать популярность. Но народ узнал о чае только в конце 17 века.

"Чаепитие" Василия Перова.
"Чаепитие" Василия Перова.

Событие знакомства народа с чаем совпало с послераскольным периодом, когда старообрядцы видели в реформах Никона бесовские проявления. Поэтому любое нововведение в быту рассматривали как преддверие антихристова царства. Отсюда чай стал символом бесовщины в сознании староверов.

Староверы имеют особый религиозный этикет. Их пищевые запреты чем-то напоминают иудейские и мусульманские. У староверов есть четкое разделение еды и предметов быта на "чистые" и "нечистые". Чай выращивали в "нечистых" неправославных странах, поэтому это стало еще одной причиной ненависти к чаю.

Письменные источники староверов показывают, что их авторы обвиняли в распространении чая китайцев, язычников, египтян, "загнивающий" от протестантизма Запад.

Девушки пьют чай, 1900-е г.
Девушки пьют чай, 1900-е г.

Третья причина, по которой старообрядцы невзлюбили чай, связана со словом "отчаяние", иллюстрирующее один и самых тяжких грехов:

"Аще кто от православных християн дерзнет пити чай, сей отчается самого Господа Бога и да будет предан 3-жды анафеме"
Усть-Цилемское собрание, номер 66.

В том же собрании вместе с чаем в список запретных продуктов вошли кофе с табаком:

"Аще кто от православных християн дерзнет пити кофей, в том человеке будет ков и лукавство и да будет предан анафеме 4-жды. Аще кто от православных християн дерзнет пити табак, той да будет предан анафеме 7-жды"
Усть-Цилемское собрание, номер 66.
"Наслаждаясь кофе", картина неизвестного художника в Музее Пера.
"Наслаждаясь кофе", картина неизвестного художника в Музее Пера.

Кофе тоже являлось поздним продуктом и воспринималось как сатанинское нововведение. Да, я использую слово кофе в среднем роде, потому что это наиболее традиционный и удобный вариант, который существовал еще до позднесоветских прескриптивистских правил.

С началом 20 века в старообрядцы ослабили нелюбовь к чаепитию и кофепитию. Потребление сих продуктов рассматривали уже как нежелательную, отлучать от церкви перестали.

Вместе с чаем грозному взгляду старообрядцев подвергся самовар, в коем видели "сатанинский жертвенник", "медного змия" или "адово жилище":

"Въ последнее время изыдетъ на брань съ християны медный змЪй, рекомый адская утроба. И во[лю] его возлюбятъ крепко и предадятся ему до конечнаго умопомрачения. И той змий имать во округу себЪ воду, а внутри огнь горящий, якоже въ жупел!, геенскомъ."
"Сказание о чаю и о самоваре" из собрания Плотникова, номер 51.
Фотография Вильяма Карика с выставки "Лучшие фотографии. Чайные церемонии", дата съемки: 1860-1870 гг.
Фотография Вильяма Карика с выставки "Лучшие фотографии. Чайные церемонии", дата съемки: 1860-1870 гг.

В те давние времена старообрядцы думали, что все нововведения указывали на скорое пришествие Антихриста. Очень похоже на поведение части современных верующих, которые видят в 5G, прививках и прочих изобретениях антихристовые методы порабощения человечества. Интересно, эти люди пьют кофий или чай?

Литература: Александр Пигин. Сочинения о чае и самоваре в старообрядческой письменности XVIII—XX вв. Издание: Живая старина. 2014.

Еще статьи про староверов:

Как староверы живут в Южной Америке

Как выглядели кладбища староверов Русского Севера

-6