Сообщество «Поэзия» — место интереснейших встреч. Сегодня к нам заглянула Татьяна Краюшкина. Мы пили чай с душицей и беседовали о сказках, потребности творить и внутреннем свете.
Рада видеть вас в гостях, Татьяна.
Здравствуйте, Настя! Рада оказаться в гостях у сообщества «Поэзия»!
Когда вы впервые начали писать? Что послужило толчком?
Первое стихотворение написала в 10 лет. Толчком послужила, как ни странно, телепередача. Римма Казакова или Белла Ахмадулина — к сожалению, не могу вспомнить, кто именно — читала свои стихи. Я подумала: «А я почему не пишу стихов?» Пошла и сразу же написала экспромт из шести строчек о море.
Ваша идеальная атмосфера для творчества, какая она?
Наверное, моя атмосфера для творчества — из области минимализма. Достаточно двух компонентов — вдохновения и свободного времени.
Что вас вдохновляет в жизни?
Если говорить о вдохновении вообще, то постановка целей, которая приведет к ощутимому результату. Если говорить о стихах, то вдохновляет любовь. Любовь во всех её проявлениях: к любимому мужчине, миру, цветам. Та самая любовь, которая наполнена любованием, неспешная, осмысленная и радостная.
Ваша самая характерная черта?
Сложно говорить о какой-то одной черте. С возрастом происходит переоценка, смещаются приоритеты. Уже не ты стоишь на первом месте, а мир вокруг тебя и отдаёт тебе всё. Становится важным, что ты даёшь этому миру, людям, которые окружают тебя. В этом плане значимой — даже не чертой, а потребностью — становится потребность творить, созидать, давать этому миру то, что лишь ты можешь дать ему. И здесь возникает другой вопрос: а что ты даёшь миру? Твой дар имеет знак плюс или минус? Что несёт твоё творчество? Есть талантливые поэты, художники, чьё творчество отталкивает: чернуха в стихах, чернуха на полотнах. Хочется верить, что это лишь этап, и когда они достигнут дна, то оттолкнутся и всплывут наверх. Наше творчество транслирует наш внутренний мир. Что в нас есть, тем и пишем. Не иначе.
Что вы больше всего цените в друзьях?
Когда-то прочитала одно замечательное выражение о друзьях: «Друзья — это родственники, которых мы выбираем сами». Для меня главное — родство душ. Если не будет соприкосновения душами, то и дружбы не будет.
Ваше определение счастья?
О, очень сложный вопрос, Настя! Люди тысячелетиями бьются над тем, чтобы ответить на него. Наверное, есть смысл говорить о его компонентах. У каждого счастье своё, как букет цветов. Думаю, счастье восполняет людям то самое, чего больше всего не хватает. Для кого-то счастье состоит из любви, успеха, творчества, для кого-то — из внутренней гармонии, утреннего рассвета, запаха моря. Важно для ощущения счастья научиться радоваться мелочам, видеть счастье в окружающем. Непременная спутница счастья — благодарность. Если человек не способен быть благодарным, то он не способен быть и счастливым.
Что такое поэзия для вас?
На этот вопрос процитирую строчку из собственного стихотворения: «Поэзия — единственно верный способ существованья». Это часть моей жизни, моя виноградная лоза.
Вы руководите Центром истории культуры и межкультурных коммуникаций, подразделением Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. Сфера ваших интересов обширна: это и фольклористика, и сказковедение, и межкультурные коммуникации, и славяноведение, и даже этнопсихология. Как дошли до жизни такой?)
Всё началось со сказок. Так полюбила слушать их в детстве, а потом читать, что сказки стали моей специализацией. Удивительно, как вложенное в нас в детстве внезапно проявляется во взрослой жизни. Нам с братом бабушка наизусть читала «Сказку о царе Салтане…» А. С. Пушкина. И первая моя научная статья была посвящена именно этой сказке. Есть такой подраздел в фольклористике — сказковедение. По русской народной волшебной сказке защищала дипломную работу, кандидатскую и докторскую диссертации. Сказки в обыденном восприятии — детская забава, пустяковина, не стоящая внимания. На самом деле сказки — энциклопедия быта и верований нашего народа, средоточие комплексов представлений о мире и человеке, особенностях менталитета, они дают богатейший материал для изучения стереотипов поведения. После защиты докторской появилась потребность расширить сферу научных интересов. В результате перешагнула за рамки любимой науки, стала работать и с художественной литературой, и с языком.
Как увлечение фольклором помогает вашему собственному творчеству, питает его?
Хочу сказать о влиянии не фольклора, а фольклористики. Думаю, есть скрытое влияние, неочевидное с первого взгляда. Наука сформировала меня как поэта, наука научила мыслить и структурировать. Хотя мыслительный процесс в науке и стихосложении осуществляется по-разному. Хочу упомянуть известного исследователя, доктора филологических и биологических наук Т. А. Черниговскую. Она в одной из своих лекций говорила о наблюдении над работой мозга переводчика, во время перевода мозг «горит». Думаю, подобное происходит и во время написания стихотворения. Это мышление на каком-то необыкновенно сложном уровне, совершается перевод чувств в слова. В стихах иногда использую фольклорные образы, не только русские, но и других народов. Но чаще обращаюсь к Евангельским образам и мотивам, чем к фольклорным.
Чьё творчество служит ориентиром для вас? Назовите ваших любимых писателей и поэто?
Писатели — Ф. М. Достоевский, М. Павич, Ф. Саган, Туве Янссон.
Поэты — М. И. Цветаева, И. А. Бродский, А. А. Тарковский. Величины для меня — приморские поэты: Юрий Николаевич Кабанков, Вячеслав Васильевич Протасов.
Поделитесь одним из любимых стихотворений.
Пусть это будет А. А. Тарковский:
Я учился траве, раскрывая тетрадь,
И трава начинала, как флейта, звучать.
Я ловил соответствие звука и цвета,
И когда запевала свой гимн стрекоза,
Меж зелёных ладов проходя, как комета,
Я-то знал, что любая росинка — слеза.
Знал, что в каждой фасетке огромного ока,
В каждой радуге яркострекочущих крыл
Обитает горящее слово пророка,
И Адамову тайну я чудом открыл.
Я любил свой мучительный труд, эту кладку
Слов, скреплённых их собственным светом, загадку
Смутных чувств и простую разгадку ума,
В слове п р а в д а мне виделась правда сама,
Был язык мой правдив, как спектральный анализ,
А слова у меня под ногами валялись.
И ещё я скажу: собеседник мой прав,
В четверть шума я слышал, в полсвета я видел,
Но зато не унизив ни близких, ни трав,
Равнодушием отчей земли не обидел,
И пока на земле я работал, приняв
Дар студёной воды и пахучего хлеба,
Надо мною стояло бездонное небо,
Звёзды падали мне на рукав.
1956
Как рождаются ваши стихотворения?
Как всё живое, в муках и радости. В это время поэт из человека превращается в проводник. Стихи приходят ближе к ночи. Иногда это строчка или две, которые записываю. Когда появляется свободное время, пишу. Но вдохновение может быть таким сильным, что забываю обо всём. В это время творчество становится физиологическим процессом, который сложно остановить: наравне с дыханием и биением сердца. Настало время стихам прийти в мир.
Вы не только пишете стихи, но и подготавливаете видео с собственным прочтением для каналов на YouTube и Дзене. Трудно было решиться на такой формат? Как пришла идея попробовать себя в таком жанре?
Это очень интересный опыт. И виной ему — вынужденная изоляция, на которую нас отправили весной. Мы оказались запертыми в четырех стенах. Привычный ритм жизни с посещением спектаклей, выставок, концертов оказался нарушен. И моему любимому, который по совместительству Муза, пришла идея сделать видео с моими стихами, проиллюстрировав их картинами известных мастеров. И уже через некоторое время я сама увлеклась этим: читать стихи, подбирать под них иллюстрации и музыкальное сопровождение, научилась делать видео.
В этих роликах вы используете картины и признанных мастеров, и современных художников. Как происходит выбор иллюстраций для очередного стихотворения?
Конечно, иду за сюжетом, образами стихотворения. Мне нравится работать с современниками. И художники всегда с интересом отзываются на предложение использовать их иллюстрации. Обязательно ставлю ссылку на аккаунт, пишу информацию о художнике. Творческому человеку радостно осознавать: то, что он делает, нужно людям, находит отклик.
Среди художников, к чьим работам я обращалась, есть профессионалы, например, Алла Юрьевна Колпакова, доцент кафедры рисунка и живописи в Институте искусств РГУ им А. Н. Косыгина, Павел Геннадьевич Ожгибесов, Александр Горячев, Ольга Кузьмина из Москвы. Владимир Михайлович Дремин, профессиональный архитектор, заместитель руководителя проектного института из Новосибирска, живопись, графика и скульптура — его давние увлечения.
Близки работы и художников, не имеющих профильного образования, тех, кого называют любителями. Это Роман Гвоздев из Владивостока, мой коллега, он великолепно пишет море, у него уже были три индивидуальные выставки. Это Мария Романова из Санкт-Петербурга, она, кстати, проиллюстрировала мою вторую книгу стихов.
Интересно, как одна и та же идея реализуется в поэзии и живописи. Иногда похоже на чудо. В этом году написала стихотворение «Призывный падеж», для его иллюстрации искала картину с двумя рыбами. И вдруг натыкаюсь на работу «Рыбный день» Марины Капустиной, педагога-художника (г. Москва, Троицк). Смотрю остальные её картины и понимаю, что она нарисовала весь видеоряд для моего стихотворения! Причём написание стихотворения и картин совершалось приблизительно в одно время, когда мы ещё не были знакомы!
Стихотворение «Пряничный домик» обязательно хотела проиллюстрировать изображением плюшевого медведя и игрушечного домика. И — чудо! Натыкаюсь в Instagram на работы Ирины Новиковой (г. Москва). Оказалось, что Ирина нарисовала своего мишку с домиком за несколько месяцев до того, как я написала стихотворение.
У вас два сборника — «Чёрно-белый апельсин» 2006 года и «Письма узелковые: между любовью и литературой», который отпечатан совсем недавно. Буквально на днях. Примите наши поздравления.
Спасибо, Настя! Да, в октябре я получила долгожданные коробки из Таганрога с моими книгами. Между первой и второй книгой значительный промежуток — 14 лет. Книга, как и мой канал на ютубе, появилась на свет благодаря самоизоляции. Нужна была отдушина в это непростое время, и ею оказалось творчество, приведение его к определённому результату, которым и стала книга.
Почему новый сборник получил такое название?
Письма узелковые — это образ, который использую в трёх стихотворениях, вошедших в книгу. Письма узелковые — это о любови, о переплетении судеб Мужчины и Женщины, о предначертанном. А уточнение названия — между любовью и литературой — в предисловии объясняю так: «Мы, реально существующие Поэт и Муза, в книге превращаемся в литературных героев. И какое из существований истинное — в жизни или в литературе — Бог весть. Где мы настоящие? Это известно только нам, Поэту и Музе. Вы будете видеть лишь наши отражения в стихах, отблески наших чувств. Но никогда не узнаете нас настоящих. Именно так чувствовать, догадываться, смаковать — и есть Поэзия».
Стихи на какие темы можно в нём найти?
Преимущественно о любви, о счастливой, осмысленной любви, которая приходит к людям в зрелом возрасте, о Женщине и Мужчине, о людях.
Ваш совет начинающему поэту. На что ему нужно обращать внимание?
У каждого свой путь в поэзии и своя мера таланта. Каждый из нас нужен и важен этому миру. Постарайтесь талантом, который вам дан, нести свет.
Мы с вами уникальны. Лишь небольшой процент людей в мире обладает творческим мышлением, способен думать стихами. Учитесь у признанных мастеров, знакомьтесь с творчеством современных молодых поэтов. Поэзия — огромный труд. Необходимо погружаться в текст, оттачивать сюжет, тщательно работать над каждым словом, звукописью. Читайте вслух, это помогает услышать неточности. Не переживайте, если сразу не получается. Обязательно получится. Всё в жизни происходит в своё время.
Каким произведением вы хотите поделиться с нашими читателями сегодня?
Пусть это будет стихотворение, которое я уже упоминала. Оно о вдохновении и творчестве. Это «Пряничный домик», вошедший в мою новую книгу.
Пряничный домик с видом на мишку,
Ветер из россыпи фантиков пишет руны.
Утром сырым просто сменить пешку на книжку,
Щепотью вместо соли нащупывать струны,
Сеять сомненья в тетради, на клумбы — левкои,
Верить в любовь до почечных колик, сверять путины.
Ждать озарения свыше, как ждут покоя,
Чуять его в маховике ежедневной рутины.
Рама перечеркнёт куст смородины и правее.
Мелодия бьёт по мокрой траве юбкой цветастой,
Из всех струн оливковым маслом отжав Орфея,
Лира в её руках сладостно-беспристрастна.
Печная труба выхлёбывает до черноты небо,
Поэтам является одно светило сразу в двух лицах.
Маленький Мальчик-с-пальчик всё ещё крошками хлеба
Выкладывает свой маршрут, позабыв о птицах.
***
Спасибо за интересную беседу, Татьяна. Вдохновения вам, новых интересных находок и до новых встреч!
Спасибо, Настя, за интересные вопросы! И отдельная благодарность — за уютную атмосферу на вашем канале, за поиск и публикацию стихотворений новых, талантливых авторов! Вы делаете огромную и очень нужную работу!
Стихи Татьяны Краюшкиной в Женском альбоме:
на Дзене
и на YouTube
Беседовала Анастасия Ладанаускене
***
Будем рады видеть вас в числе наших подписчиков)
Успехов! И вдохновения творить!