Не стоит повторять вслух то, что не работает и не работало никогда, даже если вы в это очень сильно верили.
Человек продолжает долго сокрушаться вслух: «Ну как же так, я же все время думал, что оно так, и вот так. И я даже знаю, почему я так думал. Я это слово вот так переводил, вот так запомнил, и всегда оно было в моем сознании вот таким. А в прошлом году так вообще мне сказали».
Люди имеют маниакальную, параноидальную склонность наносить себе вред повторением (закреплением в своём поле) информации, которая мало того, что бесполезна, но вредна.
В ошибке нет ничего страшного. Их ещё будет не одна впереди. Но нет никакого смысла много лет лелеять одни и те же ошибки.
Имеет значение скорость коррекции: как быстро я понимаю, что ошиблась (например, в спонтанной речи на английском), и как быстро я действую, чтобы изменить курс развития событий и получить нужный мне результат.
Когда скорость мгновенная, то есть дистанция между осознанием ошибки и новым действием короткая, результаты большие. Человек быстро учится применять новые знания, не причиняя себе вреда.
Когда дистанция не меняется (все понимаю, много об этом говорю, могу любого научить, как надо делать, но сам не делаю), результаты не меняются тоже, как бы много новых знаний человек не поглощал.
Когда мы составляем алгоритмы самокоррекции речи с людьми (с учётом их индивидуальных данных), ни в одном пункте нет «бичевать себя за ошибку 5 раз вслух» или «извиняться за ошибку вслух, пока не извинят», или «объяснить человеку, почему я».
Эта речевая программа включается в человеке автоматически, и я прекрасно понимаю, почему. Она во мне тоже долго непроизвольно включалась.
Навык «выучить грамматику» или «запомнить правильное произношение» все время спотыкается об отсутствие навыка управлять своим вниманием.
Внимание возвращается к неверной, но понятной информации – она много лет жила в сознании как «наверное, так и есть» или «вроде правильно», или «так красивее звучит на английском» или «где-то видел, значит это правильно» и начинает спиралевидное восхождение по той же тропе, пик которой – отчаяние и разочарование в себе. Поэтому эта информация вредна. Не умея из неё выйти, чтобы применить новое, человек своими руками (своей речью) закрепляет ее в своём сознании.
Не имеет смысла намеренно повторять вслух неверный вариант.
Когда вы поймете, что всю жизнь произносили слово неправильно, не понимали взаимосвязей, все время использовали не тот предлог, достаточно перестать специально повторять вслух то, от чего нужно избавиться в речи.
Я постоянно намеренно возвращаю студентам в точности то, что они сказали – вслух, но с совершенно другим намерением. Я направляю ход мысли, не «к» неверному варианту, а «от». Часто человек мгновенно видит верный. Я умею обрабатывать информацию. Она не вредит ни мне, ни человеку. Однако бесцельное повторение даёт совершенно иной результат – именно тот, который человек так сильно хочет исправить.
- Управлять вниманием.
- Развивать качество речи (внутренней и внешней).
- Распаковывать мысль в точные формулировки.
- Разбираться в информации (не хватать все подряд).
- Видеть структуру информации.
- Не делать поспешных выводов, не имея всех фактов.
- Проверять свои гипотезы и уметь объяснять себе, что правильно, и почему.
- Спокойно исправлять ошибки. (Когда человек действует спокойно, всегда получается быстро)
Эти навыки основополагающие (есть еще много других) для развития уровня native-like и качества речи в целом (на любом языке).
Ёмкость и тренированность памяти не имеют значения, как и количество установленных приложений и подписок на материалы и вебинары для "продвинутых", если человек не управляет своим вниманием и эмоциональным фоном.
Эти навыки тоже тренируются.
Начать можно с того, чтобы внимательно и пристально слушать себя. Выслушать без эмоций.
Этот пункт всегда включаем в алгоритм по самокоррекции речи на английском.
А затем нужно много работы, потому что дальше часто идёт эмоциональное объяснение самому себе «я не такой, меня так учили, а я так запомнил». Самобичевание, чувство вины.
Информация таким образом снова закрепляется – вместо того, чтобы её расформировать и поменять сценарий на положительный для себя. И тогда приходится начинать сначала.
Но это не останавливает. Я столько раз сама начинала сначала, что даже поняла – терпения не существует. У терпения есть предел. А когда веришь в человека, видишь его способности и помогаешь ему рядом, пока он учится, предела никакого нет. Это занимает столько времени, сколько нужно. Результат всегда приходит вовремя и неожиданно. И его много. И необъяснимо на первых порах. Вроде делали странные другие вещи, а результат получился здесь, где и хотел на самом деле глубоко внутри, но даже сам не верил.
Как только человек начинает спокойно смотреть на себя и видеть себя (не переживая, что его видят не таким, каким он бы хотел всех заставить его видеть), он может направить свое внимание на полезное для себя – создание положительных сценариев вместо закрепления бесполезной информации.