Владелица знаменитой картины Камиля Писсарро "Пастушка, привлекающая овец" обратилась в суд Франции для решения дальнейшей судьбы произвдения, созданного в 1886 году, украденного нацистами во время Второй Мировой Войны и вернувшегося к своей владелице много лет спустя.
За годы существования картина сменила нескольких владельцев. Изначально работа французского импрессиониста была частью коллекции совладельца французской сети универмагов "Галерея Лафайет". Затем картина перешла по наследству его дочери с мужем по фамилии Мейер, которые удочерили 7-летнюю девочку Леон в 1946 году после того, как мать ребенка была отправлена в концентрационный лагерь Аушвиц.
"Пастушка, привлекающая овец" вместе с другой частью коллекции произведений искусств была разграблена нацистами после оккупации Парижа, где проживала семья Мейер. Годы спустя они отыскали картину в Швейцарии и судились с ее новым владельцем, требуя возврата, но, к сожалению, суд был проигран. Далее картина несколько раз поменяла собственников и в 2009 году появилась в Музее искусства Фреда Джонса младшего Университета штата Оклахома в США.
С 2012 года Леон Мейер боролась за свое право на картину. Университет отказывался возвращать произведение искусства на основании истечения срока исковой давности. Более того, университет предоставил доказательства того, что предыдущие владельцы картины, которые завещали ее университету в 2000 году, добросовестно приобрели ее в одной из галерей искусств Нью-Йорка. В феврале 2016 года Леон Мейер и университет штата Оклахома заключили соглашение о владении картиной на следующих условиях:
- университет передает картину в собственность Леон Мейер;
- с момента заключения соглашения картина должна быть выставлена в каком-либо музее Франции в течение 5 лет;
- по истечению 5 лет картина каждые 3 года поочередно должна выставляться в университете штата Оклахома и в каком-либо музее Франции по выбору Леон;
- Леон Мейер должна подарить картину какому-либо заведению искусств Франции при своей жизни или в своем завещании; и
- если Леон не определяется с заведением, которое примет данный подарок, она должна передать картину правительству США, которое будет поочередно выставлять ее в своих посольствах по всему миру.
Необходимо отметить, что заведение, которое примет в дар "Пастушку, привлекающую овец", становится правопреемником всех прав и обязанностей Леон Мейер по данному соглашению. То есть картина должна продолжить свое путешествие между Францией и США каждые 3 года.
После заключения соглашения Леон передала картину музею изобразительных искусств д'Орсе в Париже в 2017 году, где ее можно увидеть до сих пор. А в 2018 году Леон решила подарить картину данному музею для его постоянной коллекции, но музей отказался от такого подарка на том основании, что не готов нести высокие риски и большие расходы в соотвествии с соглашением, связанные с перевозкой картины каждые 3 года в США. Также придется нести очень большие расходы на страхование картины. Впрочем ответ других музеев Франции, скорее всего, будет аналогичным.
На днях Леон Мейер обратилась в суд с целью оспорить соглашение с американским университетом и отменить возвращение картины Писсарро в Америку в июле 2021 года, что соответствует условиям соглашения. Иск подан в суд Франции с требованием признания постоянного права собственности на картину за истицей и отмены положения соглашения, обязывающего перевозить картину между Францией и США каждые 3 года. Подсудность дела французскому суду объясняется тем фактом, что оккупация нацистов происходила во Франции, соотвественно, этот спор должен быть разрешен судом Франции.
В исковом заявлении истица ссылается на решение суда Франции от июля 2020 года, в котором суд постановил, что любое лицо, владеющее украденным произведением искусства, обязан его вернуть законному владельцу безвозмездно, независимо от того, каким образом лицо стало его владельцем. Основываясь на этом решении, истица рассчитывает заставить университет вернуть ей картину без выполнения невыгодных условий.
Но университет штата Оклахома не собирается уступать в этом деле и намерен пройти все возможные инстанции для защиты своего права. Университет не рассматривает отказ музея принять картину в дар и большую вероятность того, что она останется в США навсегда, в качестве основания для расторжения соглашения.
Данное соглашение стало первым международным соглашением о совместном распоряжении произведением искусства между Францией и США. Но данное дело ставит под вопрос экономическую и практическую целесообразность подобных соглашений. Насколько они выгодны для их сторон?
Слушание назначено на январь 2021 года. Продолжение следует.