В самом начале 60-х годов Европа активно взаимодействовала с СССР в вопросе сверхзвуковых технологий. Инженеры активно обменивались информацией и во многом помогали друг другу.
Но с наступлением очередного периода обострения в Холодной войне всё сотрудничества между странами решили свернуть. Теперь каждый был только сам за себя.
Любые упоминания о проекте Конкорд исчезли со страниц советских газет и телевизионных экранов, а вся информация о сверхзвуковом европейском лайнере получила гриф совершенно секретно.
Предположительно в конце 1962 года по линии министерства иностранных дел СССР в Париж и Лондон ушли директивы для советских атташе о сборе информации по проекту Конкорд. В операции участвовало не менее 20 агентов.
Западные эксперты до сих пор утверждают, что работа советской разведки позволила Москве сэкономить около 2 млрд. долларов на сверхзвуковом проекте Ту-144 за счет заимствования многих технологических решений у европейского конкурента Конкорд. Так ли это?
Очертания обоих самолетов Конкорд и Ту-144 невероятно похожи. И тот и другой классифицируется, как низкоплан со смещенным к нижней части фюзеляжа центром тяжести.
Однако такая конструкция обусловлено не попытка копирования друг у друга, а исключительно техническими требованиями. Подобная форма обеспечивала не только хорошую аэродинамику на сверхзвуке, но и управляемость лайнера на большой высоте. На этом все сходство двух самолётов заканчиваются. Ту-144 на 3 м длиннее Конкорда, а площадь его крыла больше в полтора раза.
Это сказывается на существенной разнице в весе двух самолётов. 97 тонн у советской модели и 79,3 тонны и Конкорда. Да и перевес в 15-ть с лишним тонн сильно повлиял и на конструкцию шасси. У Ту-144 основные стойки представляют собой четырехколесные тележки с сдвоенными шинами, которые убираются в ниши между каналами воздухозаборников.
У Конкорда расстояние между стойками шасси на 1,5 м. шире чем у Ту-144 и всего по две пары колёс. Они убираются в крыло с помощью поворотного механизма. Салон Ту-144 вмещал более 150 пассажиров в то время, как Конкорд только 100.
В KБ Туполева придумали систему по управлению носовой частью самолета. Нос тушки при необходимости опускался и поднимался, обеспечивая необходимый угол обзора, при этом сохраняя герметичность кабины экипажа.
Также специально для Ту-144 была разработана топливная система. На Ту-144 14-ть баками с горючим находились в центроплане, в хвосте и крыльях самолета. При этом топливо циркулировало из хвоста в нос, из крыльев хвоста и обратно, в зависимости от режима разгона или торможения. Это было сделано для управления балансом при взлете и посадке.
У Конкорда топливная система была устроена похожим образом, но баков с горючим было 17- и располагались они только в крыльях и хвостовой части фюзеляжа.
Дополнительные крылья в носовой части Ту-144 заметно влияли на аэродинамические свойства самолёта. Благодаря им огромная машина легко сбрасывала скорость и могла использовать для посадки любую, даже укороченную полосу.
Перед создателями Конкорда такой проблемы не стояло, ведь он был заметно легче своего советского собрата поэтому ни на одной модификации европейского Конкорда вы не увидите ничего похожего.
На советской тушки была реализована автоматическая система пожарной безопасности. На скорости вдвое превышающей скорость звука, обшивка самолета нагревалась до 130 градусов вместе с парами горючего, которые оставались в крыльях после опустошения топливных баков. В полете это сочетание представляло собой фактически бомбу.
31 декабря 1968 года авиалайнер Ту-144 впервые поднялся в небо с испытательного полигона в подмосковном Жуковском.
Это за два месяца до первого пробного полета Конкорда. Это был мировой рекорд и настоящим успехом для всего Советского союза. А уже с середины семидесятых и советский и европейский самолёт пошел в серию.
Ту-144 всего было выпущено 16 экземпляров, однако долгожданного переворота гражданской авиации не произошло. Оба участника выбыли из сверхзвуковой гонки в гражданской авиации, а США решили вообще отказаться от своего сверхзвукового проекта.
в 1977 году Ту-144 сняли с пассажирских линий всего через 7 месяцев после их официального запуска. Причиной снятия Ту-144 с пассажирских перевозок была экономическая нецелесообразность в условиях Холодной войны и непрекращающиеся гонки вооружений.
Громадные затраты на сверхзвуковые гражданские перевозки совершенно себя не оправдывали. Так что вскоре Ту-144 стали выполнять только срочные грузовые и почтовые рейсы на Дальний Восток.
Кроме того на этих самолетах проходили подготовку летчики-испытатели космического корабля Буран. А вначале 80-х советский лётчик Сергей Агапов на Ту-144 установил 14 мировых рекордов по скорости и грузоподъемности, побить которые не удалось до сих пор.
В 1993 году американское космическое агентство НАСА обратились к правительству России с просьбой предоставить наш сверхзвуковой самолёт для исследований в стратосфере.
Тогда специалисты НАСА сравнили Ту-144 и Конкорд и отдали предпочтение первому варианту как единственному способному подняться на высоту 20 км. А предельная высота полёта Конкорда остановилась на точке 18 км.
Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 давно стал историей, но он оказал огромное влияние на развитие всей отечественной авиации. Стоит отметить, что многие технологии в современных самолетах появились именно благодаря Ту-144.
Тогда в конце 60-х были освоены новые методы получения титановых и алюминиевых сплавов. Ка качественно новый уровень вышло производство двигателей. Оборудование электроники появилось подобие современных авиационных навигаторов и системы GPS.
Электронный голосовой помощники, без которого сегодня сложно представить работу пилотов, так же впервые появился на Ту-144. Так что СССР удалось обогнать США и Великобританию на сверхзвуковом проекте Ту-144.
На сегодняшний день в России вновь заговорили о возрождении гражданской сверхзвуковой авиации. Уже существует перспективный проект сверхзвукового пассажирского самолета, рассчитанный на 100 пассажиров, который будет способен преодолевать расстояние до 7500 километров. Так что революция в мировой гражданской авиации уже не за горами.
Не забывайте ставить палец вверх, подписываться на мой канал и оставлять комментарии.
Впоследствии все вышеизложенные действия очень помогут мне в продвижении моего канала. ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ