Выход в музей или галерею – это всегда предвкушение эстетического удовольствия. Тем обиднее бывает испортить настроение из-за странных правил организаторов. Конечно, очевидно, что заходить в зал с едой или рюкзаками - варварство, но отдельные требования не объяснимы логикой и только мешают зрителям.
1. Нельзя фотографировать.
Большинство галерей, где до сих пор действует этот запрет, руководствуются желанием продать каталоги. Если потенциальный покупатель уже все сфотографировал, каталог он с большой долей вероятности не купит. Но в наши дни, когда каждый второй делится в соцсетях событиями из своей жизни, глупо вводить это ограничение. Все равно фотографируют, только с замечаниями или даже конфликтами.
Часто можно услышать от смотрителей галерей, что картина из-за съемки «портится». Не портится. Миллионы картин погибли во время войн, пожаров, из-за неправильного хранения, но не известно ни одного случая гибели картины из-за фотографирования.
2. Нельзя подходить к картинам близко.
Нет большей музейной глупости, чем начертить полосу на полу вдоль стены с картинами, и подбегать к каждому, заступившему за эту черту с видом завуча, застукавшего курящего подростка. Конечно, картины импрессионистов нужно рассматривать издалека, но мелкие детали, фактура мазка, прорисовка отдельных элементов, просвет слоев краски – все это интересно тем, кто занимается живописью, да и просто многим серьезным зрителям. Если картина может пострадать от дыхания или чихания, если есть риск, что ее испортят – закрывайте музейным стеклом, но зритель имеет право рассмотреть картину вблизи, многие только за этим и приходят.
3. Нельзя разговаривать.
Запрет на разговоры особенно странен, так как очевидно не будет соблюдаться. «Нечего рассказывать спутнику факты из биографии художника или делиться знаниями из Википедии. Нанимайте экскурсовода, он расскажет то же самое, правда за деньги», - считают администраторы некоторых выставочных залов, и только провоцируют неприятные ситуации.
4. Наденьте на ноги войлочные чуни.
К счастью, в столичных музеях такого нет, но стоит выехать за МКАД, как натыкаешься на правило уродливой «переобувайки». Антисанитарные, неудобные, скользящие чехлы, которые нужно надеть на обувь, чтобы не поцарапать уникальный паркет. Выход простой: постелите коврик-дорожку на тропе экскурсионных групп, это более эстетично и практично, чем тапки на завязках.
5. Посещение залов в определенной последовательности.
Далеко не всем зрителям нужна временная хронология, которую боятся нарушить организаторы. Переход сразу во второй зал, минуя первый под неодобрительный взгляд смотрителя, кажется нелегальным пересечением границы.
К счастью, постепенно цивилизация приходит и в наши музеи. Некоторые выставочные площадки Европы уже организовали незаметный контроль залов. Теперь смотритель не сидит на табурете у входа, а находится за ширмой и наблюдает за обстановкой посредством техники. Возможно, такая практика появится и у нас. Ведь в гардеробах галерей уже становится естественным вешать пальто и куртки на плечики не требуя "пришить петельку". В некоторых залах играет ненавязчивая музыка, а экспонаты дополнены арома-сопровождением и тактильными слепками. Музей должен быть более дружелюбен к зрителю, а зритель - к музею.