Сухопутное сообщение между РФ и КНДР осуществляется посредством железнодорожного моста «Дружба», построенного еще в середине прошлого столетия. В 1980-е этот переход был загружен по максимуму, перевозя почти 5 млн тонн грузов в год. Казалось, назревала потребность в дополнительном сооружении. Но после распада СССР потоки резко сократились.
К 2014 году ОАО «РЖД» завершило реконструкцию участка Хасан (Россия) — Раджин (КНДР), по которому началась транспортировка угля с последующей отправкой морским путем до Южной Кореи. Но даже после начала эксплуатации обновленной магистрали трансграничный мост был загружен лишь на 30%.
Тем не менее тогда заговорили о необходимости второго моста — автомобильного. И уже в 2015-ом стороны договорились о строительстве понтонной переправы. В качестве альтернативы рассматривался вариант реконструкции действующего сооружения с добавлением к железнодорожным путям автодороги, но приоритет отдали возведению нового отдельного объекта.
В Минвостокразвития подчеркивали, что в ближайшие годы мост «Дружба» будет загружен на 100%, поэтому актуальность новой переправы казалась вполне оправданной. Северокорейцы в свою очередь отмечали, что с Китаем страна имеет более 20 автомобильных пропускных пунктов, а с Россией ни одного, что вызывает серьезные трудности для автоперевозчиков, единственным вариантом для которых остается маршрут через границы КНР.
К реализации проекта тогда так и не приступили, а грузопоток через реку Туманную в скором времени сократился из-за санкций против Северной Кореи. РФ теперь не могла транспортировать уголь в Республику Корея через порт Раджин; приходилось пользоваться прямым морским путем из Владивостока.
Тем не менее в 2018 году вопрос о строительстве автомобильного моста снова перешел в стадию активного обсуждения. Несмотря на действующие санкции, в то время наметилось потепление в отношениях Севера и Юга: страны даже договорились о строительстве совместных железной и автомобильной дорог. Символическое их соединение состоялось в конце декабря в северокорейском Кэсоне. А Правительство РФ поручило тогда Минтрансу проработать вопрос о возможном строительстве нового мостового перехода через реку Туманную.
Конечно, пока санкции не будут отменены, о полной реализации этих проектов не может идти и речи. В том же 2018 году, после появившихся сообщений о возможном строительстве моста, западная пресса поспешила напомнить об ужесточившихся против КНДР санкциях, которые не позволят осуществить этот проект.
Несмотря на ограничения, наложенные Совбезом ООН, обсуждения относительно будущего объекта продолжились и в следующем году, причем на самом высоком уровне — во время апрельской встречи во Владивостоке о перспективах проекта говорили главы государств, Владимир Путин и Ким Чен Ын. А месяцем ранее вопрос обсуждался в Пхеньяне во время визита в КНДР членов Совфеда РФ.
Буквально сразу после встречи лидеров двух стран губернатор Приморского края Олег Кожемяко заявил, что Минвостокразвития уже подготовило предварительное ТЭО и по поручению президента должно заняться непосредственно разработкой проекта нового трансграничного сооружения.
Но с тех пор информация о возможной стройке практически не появлялась. Проект, что называется, положили на полку. Возможно, ненадолго. Как скоро его реализуют — зависит от целого ряда обстоятельств. Как ни крути, а международные санкции против Пхеньяна пока никто не отменял. Но даже если бы и не было никаких политических преград, вопрос целесообразности такого проекта остается открытым.
Строительство двухполосного автомобильного моста протяженностью около 850 метров без учета подъездных путей оценивается примерно в 1 млрд руб. Предполагаемая пропускная способность — 6 млн тонн грузов в год. На российскую сторону приходится примерно третья часть сооружения. Правда, до конца непонятно, кто в каком объеме будет финансировать проект.
Некоторые эксперты считают, что России мост не нужен, по крайней мере пока. Ведь действующий железнодорожный не загружен даже наполовину. И пока между Севером и Югом не налажено сообщение, автомобильная переправа через Туманную не актуальна.
Также существует мнение, что большинство жителей Дальнего Востока может не поддержать подобный проект, учитывая состояние многих автомобильных мостов в регионах. В том же Приморском крае, как сообщалось, около 400 подобных объектов нуждаются в ремонте, а еще порядка 150 относятся к числу аварийных.
И когда встает вопрос — строить мост на границе с КНДР, пока без перспективы путешествия в Сеул, или привести в порядок внутренние сооружения, выбор кажется очевидным. К тому же, если потоки грузов, действительно, возрастут, то куда более дешевым временным вариантом может быть восстановление паромной переправы из Владивостока в Раджин.
Читайте: Инфраструктурный мегапроект трех стран: железнодорожная магистраль РФ-КНДР-Республика Корея