Говорим об анимационном фильме с Большого фестиваля мультфильмов. На первый взгляд, «Знаменитое вторжение медведей на Сицилию» Лоренцо Маттотти, это милый мультфильм, с невинным содержанием, который лишен всякой возрастной сегрегации и подходит для любого возраста. Но в середине фильма история переворачивается с ног на голову и начинает копать глубже, превращая сказку об отношениях медведей и людей в рассказ о культурной апроприации, коррупции и колонизации.
В первой части анимационной ленты двое странников-сказочников забредают в пещеру, где встречают медведя, и дабы раздобрить его рассказывают историю о великом короле медведей чей сын пропал без вести из-за чего его народ вмешивается в мир людей. После победы над злым герцогом, медведи и люди счастливо живут бок о бок, медвежонок найден, в общем — идиллия…
Затем наступает тот самый переворот, о котором я говорил выше - медведь смеется над этой историей и спрашивает: «Значит вот так люди рассказывают эту историю?». После чего, конечно, просвещает людей о том, что произошло дальше, а именно о том как медведи становятся человекоподобными и теми против кого они боролись.
Лоренцо Маттотти больше известен как дизайнер и автор комиксов нежели режиссер, но его бэкграунд помогает мастерски адаптировать басню Дино Буццати на которой и основана эта картина. Маттотти превращает фоны в широкие текстильные узоры, а медведей в скульптуры с заостренными краями красновато-коричневого оттенка, это яркий, и в то же время стильный мир, который мог бы появиться на ретро-упаковке каких-нибудь сладостей.
Цвет здесь не только для красоты, но и помогает рассказывать историю, каждая глава имеет собственную палитру. Начинается все с очень ярких и светлых цветов присущих типичной, приторной сказке, но когда «идиллия» человеческой версии истории кончается и начинается медвежья «правда» с коррупцией влияющей на власть, медведями в шубах, азартными играми с алкоголем бок о бок с людьми, потерей связи с корнями, палитра становится темнее, но удивительным образом не теряя яркости при этом.
Маттотти говорит с юным зрителем сложным и неоднозначным языком — т.е. языком лучших детских историй. А в мире, простите за тавтологию, все намного сложней и неоднозначней, и именно такие истории хочется дальше видеть с движущимися картинками.
Если вам понравился этот текст, то подписывайтесь на мой канал в телеграме "Колонка Мистера Фокса", где я еще больше касаюсь самого красивого мошенничества в мире - кино.