Есть такая идея, что клиент должен знать и тут же выдавать "верный" ответ на любые вопросы задаваемые психологом.
Но штука в том, что выдавая первый появившийся в голове ответ я (как клиент своего терапевта) выдаю, как правило, автоматизм. Нечто давно мне известное или даже чаще мной про меня в голове придуманное. Нечто логическое, но абсолютно плоское.
БОльший ответ, если, конечно, я в нем заинтересована, хранится куда как глубже головы. Но что еще важнее - он не может быть "верным" или "неверным", но точно может быть моим.
На некоторые вопросы, как клиент, я могу отвечать своему терапевту беря паузу в несколько минут. Чтобы погрузиться, чтобы прислушаться, чтобы услышать разные части себя, которые могут в этот момент чувствовать абсолютно противоположенные переживания. Вот уязвимость, вот защита, вот боль из прошлого, вот то, что видеть вообще не хочется... Я стою на глубине и внимательно телом ощущаю весь обозримый на сегодня внутренний объем.
Этот самый объем терапия и призвана, в моем переживании, дать человеку увидеть, признать собственным, противоречивым, сложным для выдерживания своей порой какофонией, но ценным.
Переход из ментального мира 2дэ представлений и защит в объемное 3 дэ измерение собственной самости, а через нее и мира вокруг.
Говорят, что перед смертью многие люди, потеряв, наконец, страх разоблачения самих себя, сталкиваются с собой реальными, с тем, как прожили жизнь, с тем кто они есть без отрицаний и защит.
Терапия - всего лишь шанс встретиться с собой немного раньше, чем наступит конец фильма. Шанс пожить самим собой вторую половину жизни, а не только предсмертные часы.