В сентябре завершился конкурс Russian Wines Competition 2020, результаты которого, как и конкурса 2018 года, вызвали недоумение.
Причем идея конкурса сама по себе интересна: независимо оценить максимальное количество массовых российских вин, которые продаются в рознице и доступны потребителю. 200 образцов прошли предварительную селекцию и попали на стол к отечественным винным академикам. На этой стадии все звучит отлично, но дальше начинаются странности.
Во-первых, золото не взяло ни одно вино. Более того - ни одно вино даже не перешагнуло рубеж в скромные 89 баллов.
Во-вторых, больше всего баллов набрали в основном вина неплохие, понятные потребителю и доступные по ценам, а вина более сложные, комплексные и, конечно, дорогие с треском провалились. И ведь это вина действительно признанных топов: Швеца, Репина, Дзитоева, Яйлы, Собер Баша, Галицких, Гунько.
Скандал, сравнимый с Судом Парижа 1976 года! Это как если бы на международном конкурсе новозеландские совиньон бланы поголовно обошли бы гран крю Шабли; апулийские примитиво - Бароло и Барбареско, а австралийские ширазы - пино нуары от уважаемых бургундских хозяйств. Подобная картина вполне могла бы сложиться у обывателей, но не у винных академиков.
В подобные оценки нашим винам еще можно было бы поверить, если бы они не находили куда более живой отклик у иностранных экспертов. Резервный красностоп Собер Баша 2016 года у Джеймса Саклинга получил 93 балла, а здесь - 84,6. Рислинг 2018 года об Абраю-Дюрсо на Decanter Wine Awards оценили в 90 баллов, а здесь - в 83,2. Цимлянский черный розе 2017 года от Ведерникова награжден на Mundus Vini золотой медалью, а здесь - лишь бронзовой. Собственно, и мы, когда устраивали дегустацию российских вин в Италии, убедились, что наши вина принимают очень благосклонно.
Так что это было? Снобизм наших винных критиков, которые привыкли к иностранным винам и занимаются преимущественно ими? Или желание подстроиться под какой-то стандарт? Денис Руденко на стриме предположил, что академики боялись завысить и высказать реальное мнение, поэтому старались уложить оценки в 82-84 балла.
Вопросы возникают и к организации конкурса. Вроде заявлен как независимый, а организатор - исполнительный директор "Скалистого берега". Да, проект пока не выпускает свое вино, но что мешает уже сейчас расчищать PR-пространство под будущие релизы?
Далее - вина закупались не на винодельнях, а в розничных точках. С одной стороны, так действительно ближе к потребителю, с другой - причем здесь мастерство винодела? Так и скажите - сравниваем не вино, а условия хранения и логистику.
В общем, конкурс очевидно спорный, который в текущем виде оказывает медвежью услугу российской винной отрасли, и организаторам точно нужно с этим что-то делать.
А наши видео обзоры лучших российских вин на Ютюб канале Негоциант: