– Надя, Надя! Мне тяжело дышать, – сипела бабушка.
– Мне вызвать скорую?
– Подожди немного, вдруг полегчает. Дай таблетки.
У моей бабушки случился инсульт, когда мне было лет пятнадцать. После него парализовало одну сторону тела, но через довольно короткий срок она смогла восстановиться и начала ходить, ухаживать за собой (просто прихрамывала и правую руку не могла поднять). Тем не менее, мы не могли оставить ее одну в деревне и забрали к себе. Прожила она с нами около двух лет, а потом ее забрала к себе другая дочь (моя тетя).
Я часто одна оставалась с бабушкой пока родители на работе. Присматривала за ней. Время от времени случались приступы сердечной астмы (развилась после инсульта). В тот день бабушке стало очень плохо и я очень испугалась. Я не знала, как предупредить родителей (сотовых не было). Я не понимала, поверят ли мне в скорой и приедут ли (тогда в 90-е годы в селе вообще со скорыми было совсем туго).
А что если? Воображение рисовало страшные сцены смерти. И я, тогда еще подросток, уже заочно брала на себя вину, что бабушка умрет, потому что это я растерялась, это я не успела.
Мне не рассказывали, как себя вести в таких ситуациях. Не было тогда никакой психологической поддержки в таких случаях. А родители и сами не знали. Мне было жутко страшно в тот день, когда бабушка чуть не умерла на моих глазах. Но тогда ей все же полегчало. Она умерла года два спустя. И я тогда уже училась в университете в городе.
Человечность
Моя подруга Наташа работает в РОД "Хоспис.Удмуртия" . Это такое благотворительное движение, которое помогает семьям, где есть тяжело больной. Это может быть материальная помощь в виде каких-то вещей, медикаментов. А самое важное – психологическая. Такая помощь нужна как самому больному, так и его родным. У врачей просто не хватает времени пообщаться с ними. Иногда просто нужна человечность и больше ничего.
Горячая линия
Так вот люди из этого движения, волонтёры, поддерживают такие семьи. А совсем недавно у них появился телефон горячей линии. В самой сложной жизненной ситуации, родные «болящего» могут позвонить туда и просто поговорить. Их успокоят, поддержат, приедут, если нужно, подскажут, как ухаживать за больным.
– Недавно мне на горячую линию позвонила женщина. У нее мама уже два года больна (онкология). Она проходила последнюю стадию… Ей так важно было просто поговорить о своих переживаниях.
Звонок о помощи
Через какое-то время женщина снова перезвонила Наташе. По ту сторону телефона подруга услышала глухие рыдания.
– Маме совсем плохо. Все ее тело бьёт дрожь. Вы можете приехать? Я не знаю, что делать, как себя вести.
Наташа тут же помчалась к ним (она совершенно не обязана этого делать, но почувствовала, что так надо). Приехала, а дочь боится зайти в комнату к своей пожилой маме.
– Она умерла? – спрашивает она Наташу, глядя глазами полными слез на нее.
– Да.
Циники
Наташа помогла вызвать все соответствующие службы. Полицейский должен выяснить, что смерть произошла естественным путем.
– Ее не били?
Дочь, которая только что потеряла мать, рыдает. Вопросы, которые задаёт представитель полиции и врач, кажутся циничными. А они просто делают свою работу. Им же предстоит куча отчётов. Ну какая уж тут человечность. А ещё подскакивают ритуальные службы, которые бьются за умершего (это вообще трэш). На помощь пришла внучка, которая приехала. А с дочерью в это время была Наташа. Как она признается, иногда важно просто выслушать, обнять, понять.
Если ваша семья оказалось в такой ситуации, звоните: