Найти тему
Шагающий экскаватор

Рецензия: Джош Малерман, «Птичий короб»

Страниц: 230

Оценка: 8/10

Так получилось, что меня не пугают хоррор-книги за исключением моментов, где описаны абьюз и насилие над женщинами. Впервые я испугалась, читая «Оно› Стивена Кинга: из-за сцены, где повзрослевшая Беверли дерётся с мужем за право уехать в Дерри на встречу, меня две ночи терзали отвратительные кошмары. С тех пор меня пугал только Кинг, а также один отрывок из «Слепоты» Жозе Сарамаго. Однако я не оставляю попыток найти книгу, от которой у меня будут мурашки по коже и желание залезть с головой под одеяло.

Выбор пал на «Птичий короб», и я как всегда до начала чтения не знала, о чём этот роман.

А роман этот о мире, где люди сходят с ума, что-то увидев. Им достаточно взгляда, чтобы обезуметь. Кто-то вешается, кто-то разгрызает себя, кто-то пускает пулю в лоб, кто-то режет вены.

Те, кто хотят выжить, занавешивают и заколачивают все окна, а из дома выходят, завязав глаза.

В этом слепом мире живёт Мэлори, за чьей историей мы наблюдаем с момента катастрофы. Повествование ведётся в двух направлениях: после четырёх лет жизни в новом мире с двумя детьми и с самого начала. Сначала нам показывают испуганную женщину, живущую в доме со старыми потёками крови, муштрующую двух четырёхлеток, а затем наконец рассказывают, как она к этой жизни пришла.

Для нас (особенно читателей) зрение — это всё. Благодаря нему мы получаем большую часть информации, поэтому потерять его — страшно. Пусть даже и частично: жить взаперти в доме, иметь возможность читать книги, заниматься какими-то делами, но лишиться видов из окна, солнца, неба, привычного мира.

Вне дома — опасно. Там бродит кто-то или что-то: какие-то твари, увидев которых, ты мигом потеряешь себя. Никто не знает, как эти твари выглядят: какого они размера, ходят ли они на двух ногах или больше похожи на туман. Если ты выйдешь из дома, надев повязку на глаза, будешь ли ты уверен, что одна из них не стоит у тебя за плечом?

Именно на эти два момента ставит Малерман: беспомощность из-за слепоты и ощущение, что опасность за каждым углом.

Чтобы добавить динамики, он сломал линейное повествование пополам и переставил главы так, чтобы история после четырёх лет нового мира перемежалась повествованием предыдущих лет.

Однако я не сопереживала героям и чувствовала какую-то отстранённость. Больше всего мне было интересно: что же это за твари такие? Думала, в конце окажется, что люди сами себя загнали в рамки, испугавшись слухов, и безумели от страха, когда и тварей то никаких нет.

Мне кажется, так получилось, потому что:

а. Не хватило небольших деталей, чтобы лучше нарисовать атмосферу: язык сух, язык скуп, всего 230 страниц — можно было не жадничать, а добавить метафор и пару сцен

б. Сама главная героиня Мэлори не вызывает эмпатии: половину книги её мотивация основана на беременности, и она воспринимается не как личность, а как абстрактное беременное нечто. Вторую половину её поступки столь далеки от повседневных, что, хоть и её мотивы ясны, нам сложно с ней себя ассоциировать.

в. Конец просто слит: и позитивный исход, и отметённые идеи о бесплотности тварей и их отсутствии. Мне кажется, было бы в разы лучше, если бы оказалось, что у страха глаза велики, и никаких тварей и вовсе нет.

Но, в целом, хоть роман и вышел простым, пресным, у него необычная идея и был потенциал. Читать интересно просто потому, что хочется узнать, как устроен описанный автором мир.