Найти тему
Деловой Бийск

4 ноября. День, что нас не объединяет

Оглавление

В основе государственного праздника должна быть воодушевляющая идея, значимая для всего общества, способная преодолеть разногласия между властью и народом и объединить нацию. Эта роль предназначалась Дню народного единства, который в России отмечают 4 ноября. Однако опросы ВЦИОМ говорят о том, что даже спустя 15 лет со дня его появления смысл праздника понятен не всем жителям страны.

В прошлом году опрос показал, что лишь треть россиян (32%) знают, что 4 ноября отмечается День народного единства, 24% опрошенных называли этот праздник „День единства“, а 7% — „День единения России“. Философы, историки и политологи объясняют неприятие Дня народного единства и смутное представление о его происхождении рядом факторов.

Дмитрий Ерошкин, старший научный сотрудник отдела истории Бийского краеведческого музея:

— События 1612 года для современных людей почти как пирамиды — что-то совсем далекое, почти эпическое. Нет эмоциональной памяти. Чтобы праздник прижился, он должен быть в идейном содержании наполнен некой актуальностью. Людям важно отождествлять себя сегодняшних со своими далекими предками. Им должен быть заразителен исторический пример. Думаю, необходимо, чтобы праздники ассоциировались с некими национальными кодами самоидентификации. Причем если это историческое событие, то оно должно затрагивать не только русский народ, но и значительную часть других народов, проживающих на территории РФ. В настоящий момент к таким событиям мы, наверное, сможем отнести Великую Отечественную войну, войну 1812 года и, возможно, День славянской письменности и культуры, потому что русский язык — это то, что реально объединяет все народы России.

Смена политического курса и праздничная эклектика

Люди, выросшие в СССР, часто называют его подменой 7 ноября. Празднование очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции было наиглавнейшим событием для советского человека. По масштабу и торжественности ему не было равных. Политика забвения в отношении „красного дня календаря“ началась в 1991 году. Переустройство страны коснулось не только экономики, но и мировоззренческой базы.

Так, в 1996 году праздник получил новое название — День согласия и примирения. При этом было не совсем понятно, кого и с кем нужно примирить. Трансформацию советского праздника признали неудачной идеей, и в 2005 году в новом календаре праздничных дней Российской Федерации он уже не упоминался, получив статус памятной даты. Зато появился новый праздник — День народного единства 4 ноября.

Его учредили в память о знаковом событии в истории Смутного времени в России (1598– 1613 гг.) — освобождении Москвы народными ополченцами из числа представителей разных сословий под предводительством нижегородского купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского от шведских и польско-литовских интервентов 22 октября 1612 года. Взятие Кремля стало переломным моментом в борьбе за сохранение российской государственности. После этих событий на царствование был избран 16-летний Михаил Федорович Романов, с которого началась трехсотлетняя история правления династии Романовых.

Как церковный праздник государственным стал

Хотя с каждым годом доля тех, кто не знает названия праздника, снижается, он довольно медленно приживается в общественном сознании.

Например, в 2006 году, во вторую годовщину празднования Дня народного единства, 34% опрошенных ВЦИОМ оценивали появление праздника позитивно, 47%, в основном представители старшего поколения, воспринимали его негативно. По-другому к героизму народных ополченцев, которым накануне взятия Китай-города прислали икону пресвятой Богородицы из Казани, относились представители династии Романовых.

С 1613 года при царе Михаиле Федоровиче праздник Казанской иконы — покровительницы Дома Романовых — стали отмечать дважды — 8 июля и 22 октября по „старому“ стилю. В 1649 году Алексей Михайлович распорядился сделать церковный праздник Казанской иконы 22 октября государственным. В 1818 году в эпоху правления Александра I Павловича на Красной площади установили памятник народным героям Минину и Пожарскому. История одоления смуты являлась примером сохранения государства, а Минин и Пожарский названы спасителями Отечества. С первых дней инициаторам нового-старого праздника из Межрелигиозного совета России указывали на неточность в датах из-за неверного пересчета с Юлианского на Григорианский календарь.

Освобождение московского Кремля произошло 22 октября по „старому“ стилю или 1 ноября по „новому“. К исторической дате следовало прибавить 10 дней, ведь именно столько составляла разница между „старым“ и „новым“ стилем в 1612 году. С каждым столетием эта величина увеличивается на один день. Договор о капитуляции гарнизона, засевшего в Кремле, капитуляция и вступление войск Пожарского в Кремль происходили 5, 6 и 11 ноября по „новому“ стилю соответственно. В хронологии ключевых дат операции по освобождению Кремля 4 ноября не значится. В тот день ничего знаменательного не происходило.

Неприятие или невежество?

Но дело даже не в том, насколько значимым было это событие, речь об элементарном незнании истории своего Отечества до 1917 года частью российского общества.

В советское время о взятии Китай-города ополченцами упоминалось разве что в школьных учебниках по истории. Сегодняшний поток информации, которая имеет диаметрально противоположный посыл, заводит людей в тупик и не помогает им сформировать личное отношение к празднику. Попытки обратиться к героическому прошлому наших предков, которое могло бы послужить новой идеологической основой для формирования образа будущего страны, стать ценностным ориентиром взамен низвергнутых советских устоев не всегда встречают отклик у людей вследствие отсутствия знаний и непонимания идеологического содержания праздника, а также из-за разной трактовки исторических событий. Государственные праздники современной России, которые призваны стать новыми символами национальной идентичности, по большому счету ориентированы на молодое поколение и активно встраиваются в канву патриотического воспитания.

Единственным по-настоящему объединяющим народ праздником остается День Победы. Из-за отсутствия равного по значимости для россиян дня торжества в честь 9 Мая раскрутили по максимуму. Региональная акция „Бессмертный полк“, придуманная томскими журналистами, разрослась до мировых масштабов с тех пор, как власть увидела ее объединяющий потенциал. Здесь вам и социальная память, и традиции, и абсолютная поддержка населением страны.

В целом россияне считают, что отмечать День народного единства необходимо, так сказали 68% опрошенных ВЦИОМ в 2019 году. При этом в существовании единства народа убеждена треть опрошенных (37%). Опрос показал, что острые противоречия между группами людей в России возникают в силу экономического положения (76%) или наличия властных полномочий (61%).

Дарья Пушкова, фото pixabay.com