Найти тему

Итальянские мастера на строительстве московского Кремля

Известно, что Возрождения на Руси не было. Но талантливые мастера Ренессанса все же внесли свой вклад в создание облика Москвы.

К концу пятнадцатого – началу шестнадцатого века Кремль был белокаменным, но настолько обветшал, что проезжавший через Москву европейский путешественник в своих путевых заметках написал, что укрепления в Москве деревянные, поскольку бреши в стене заделывали деревянными щитами. В те времена посольство активно работало, подбирая в Италии крупных мастеров для строительства новой крепости.

Аристотель Фиораванти

Во время строительства Кремля не обошлось без трагедий. Строившийся русскими зодчими Успенский собор обрушился. Когда мастера обследовали кирпичи, оказалось, что они некачественные.

В те времена в Москве все еще строили из архаичной плинфы, которую применяли со времен расцвета Византии. Именно с Фиораванти началось современное кирпичное строительство в России. Был построен новый завод и введен новый стандарт. К тому же, Фиораванти при строительстве собора применил еще одно новшество – забил в землю деревянные сваи. Такая технология доселе не применялась в России.

Конструкция собора была тщательно продумана с точки зрения современных достижений архитектоники. Кирпичи совмещались с покрытием из белого камня в русских традициях. За мастерство Фиораванти назвали новым почетным титулом «архитектон» ( т.е. архитектор). До него для обозначения архитекторов применялись другие слова.

-2

Пьетро Солари

Вторым строителем Кремля был Пьетро Антонио Солари. Как и другие мастера, нанятые русскими послами, он был уже состоявшимся архитектором. У себя на родине он участвовал в строительстве миланского собора. В Москве именно Солари возвел значительную часть кремлевских башен. Также именно он построил в Кремле Грановитую палату, продолжив работу архитектора Марко Руффо.

-3

Алевиз Старый и Алевиз Новый

В Москву приезжали также два мастера с именем «Алевиз» (т.е. Алоизио). Точно неизвестно, какую часть построек Кремля выполнял каждый из них. Традиционно считалось, что Алевиз Старый (Алевиз Фрязин) работал над стенами Кремля вдоль Неглинной.

Однако сегодняшние исследователи приписывают ему также строительство Большого кремлевского дворца. Особенно интересна история Алевиза Нового. Настоящее его имя, вероятно, Алоизио да Монтаньяна, родом он был из Венеции. После встречи с русскими послами, он совершил длительное путешествие в Москву, по пути задержавшись у крымского хана Менгли – Герея. Хан воспользовался пребыванием мастера в его государстве, и приказал ему построить Бахчисарайский дворец.

К сожалению, сегодня от построек дворца ничего не сохранилось, кроме одного портала. В нем видна удивительная смесь мусульманских и итальянских традиций, лепные орнаменты этого портала напоминают венецианские палаццо.

В России Алевиз Новый возвел множество зданий, причём не только в Москве. В самом главном его достижении – Архангельском соборе, также нетрудно разглядеть влияние его далёкой родины. Казалось бы, на церкви – русские кокошники, но смотрятся они с итальянской гармонией, и напоминают итальянские ниши с раковинами.

Влияние Возрождения в московских постройках не столь заметно, но, пожалуй, самая явная черта – знаменитые бойницы в виде «ласточкиного хвоста», которые в Италии можно увидеть, к примеру, на башне Палаццо Веккьо. Кстати, тот же приём не раз повторяли и в кремлях других городов, например, Тулы.

Зодчие Кремля внесли свою лепту в создание одного из самых знаменитых памятников архитектуры в мире. И, хотя они и не принесли идей Ренессанса на русскую землю, а их попытки ввести классические элементы, такие как мраморные скульптуры, в русские постройки, остались непонятыми, спустя два века Россия все же догнала европейские страны. И тогда уже свои мастера сооружали классические строения в духе причудливого барокко и строгого классицизма, продолжая дело тех знаменитых кремлевских архитекторов.