Найти тему
Рыжий Библиотекарь

Амплуа в ролевых играх. Что это?

Оглавление
Сегодня у Библиотекаря публикуется немного необычная статья. Это размышления Алисы Раченко о том, что такое амплуа игрока и насколько это явление вредно или полезно для наших с вами настольных ролевых игр.
Напишите в комментариях, что вы сами думаете на этот счёт? А какое ваше любимое амплуа?

В этой статье я попытаюсь поразмышлять об одном крайне распространённом феномене в НРИ, а именно об устоявшемся амплуа игрока.

Каждый мастер, игрок и партия в своё время сталкивались с этой ситуацией:
«Ника опять сделала себе коварную соблазнительницу», «Кир снова будет играть за сорвиголову с тягой к приключениям», «За кого Рома? Как будто ты не знаешь.»

Впрочем, подобное случается и за пределами НРИ. Особенно часто это происходит в кино. Для актёров с ярко выраженным амплуа даже есть свой термин — характерные актёры.

Думаю, каждому любителю кино на ум придёт сразу несколько актёров или актрис, которые путешествуют из фильма в фильм с одной и той же ролью. Я, например, сразу вспоминаю Джуди Грир с её извечной ролью «лучшей подруги главной героини» и Зоуи Дешанель с её «чудной, но очаровательной девушкой».

Хотя зрителям бывает неприятно наблюдать за тем, как любимый актёр делает одно и то же годами, сами актёры в большинстве своём относятся к этому с юмором и пониманием. Кинобизнес — это очень соревновательная сфера, и не всем удаётся пробить стеклянный потолок. Работа есть работа.Однако в НРИ, как показывает опыт, всё гораздо менее однозначно. Есть те, кто считает, что амплуа абсолютно нормально, и есть те, кто считает это болезнью, которую надо лечить.

Итак, давайте попробуем разобраться с каждой из точек зрения.

Почему это может быть проблемой. Аргументы против

1) В первую очередь это может стать проблемой для самого игрока. Даже если вы великолепно отыгрываете или прекрасно готовите, рано или поздно родная партия устанет от вашего фирменного блюда. А когда это произойдёт, вас перестанут звать на игры. Не обязательно навсегда, на какое-то время. Но кому хочется пропускать приключения, сидя на скамье запасных?

2) Некоторым людям важно не только получать удовольствие от хобби, но и совершенствоваться в его рамках. В этом случае устоявшееся амплуа может стать палкой в колесе, так как, сконцентрировавшись на одном образе, вы достаточно быстро исчерпаете темы и возможности. К тому же, когда вы берёте на себя новую роль как игрок, вы становитесь лучше и как мастер. Очень полезно бывает поиграть за тот типаж, который вам как ведущему не удаётся.

3) Вы вполне можете оказаться тем счастливчиком, которого зовут на игры вне зависимости от амплуа, ретроградности Венеры и стажа работы на станках ЧПУ. Но тогда немудрено столкнуться с другой проблемой, а именно — оказаться белой вороной в партии. Кем-то, кто не вписывается в компанию и не вносит должного вклада в общее дело. Это может быть неприятно для всех участвующих в игре.

Будь Бильбо персонажем НРИ, для него всё могло бы кончиться плачевно
Будь Бильбо персонажем НРИ, для него всё могло бы кончиться плачевно

4) Это касается, конечно, не каждого случая, но порой устоявшееся амплуа ограничивает геймплей игрока. К примеру, «суровый воин с золотым сердцем» регулярно будет вписываться в сражения, а «коварный амбициозный маг» — участвовать в политических интригах. Их геймплейные пути вряд ли пересекутся.

-3

К сожалению, игроки не всегда накладывают на себя такие ограничения потому, что чётко знают, чего хотят, а чего не хотят. Нередко это просто отголоски травм со старых игр. «Так, в политике я всё равно никогда не разберусь, ещё и виноват во всём окажусь. Заявлюсь-ка я бойцом.» В таком случае было бы неплохо дать ненавистному геймплейному элементу второй шанс. Желательно в компании грамотного мастера и понимающих игроков.

Почему это может быть окей. Аргументы за

1) В век информационных технологий каждому под силу как минимум найти, а как максимум создать и возглавить свою тусовку пепси. Собрать вокруг себя людей, которые разделят его предпочтения и создадут вокруг комфортную НРИ-среду. Где вы сможете отдохнуть душой и не задумываться о том, номинируют ли вас на Оскар за отыгрыш вашего вентру 9-го поколения, и о том, как вы будете оправдываться перед партией, если не номинируют.
НРИ — это в первую очередь хобби, предназначенное для того, чтобы приятно проводить время, так что совсем не обязательно прыгать выше головы. Что, если ваша партия как раз из тех, кому, наоборот, не хватает комфорта в обычной жизни, и вы приходите в своё комьюнити за ним? Может быть, вся ваша партия предпочитает отыгрывать некие конкретные типажи, и никто ничего не имеет против.

2) Когда вы часто играете с новыми людьми, устоявшееся амплуа не имеет никакого значения. Некоторые люди годами играют одних и тех же персонажей, но в разных компаниях. И на это могут быть свои причины. Не удаётся раскрыть потенциал запавшего в душу типажаа. Хочется искупить вину за то, как вы отыграли того персонажа в начале своей НРИ-карьеры. В голову пришла интересная идея того, как освежить один из старых концептов, и т. д. В игре с незнакомыми людьми можно заняться этим без оглядки на уставшие взгляды частных соигроков.

3) Устоявшееся амплуа позволяет сконцентрироваться на чём-то одном и отточить это до совершенства. За годы отыгрыша человек волей-неволей становится специалистом в той или иной области, будь то драматические сцены, оккультный детектив или стратегические сражения. И это может сыграть на руку партии, в частности, когда нужно направить новичков в правильное русло и показать пример.

– Первый раз играешь в детективный вестерн?
– Первый раз играешь в детективный вестерн?

4) Амплуа игрока зачастую воплощает в себе те элементы геймплея, которые интересны ему больше остальных. И нередко такие игроки очень хорошо понимают, чего хотят от игры. Это может быть полезно мастеру сразу на нескольких стадиях подготовки к игре: на стадии подбора игроков («Возможно, не стоит звать нашего извечного мастера придворных интриг на игру про будничную жизнь маленькой деревни») и затем на стадии подготовки самой игры («Наверное, стоит добавить оккультных деталей в наш детектив, раз с нами играет человек, который годами отыгрывал магов»).

Что делать, если хочется?

Не наступать своей песне на горло

Я лично долгое время была заложницей полярного сознания. По какой-то причине мне казалось, что если я играю не альтруистичного, заботливого персонажа, то я автоматически играю эгоистичную змею, вонзающую кинжалы в спины. Но на самом деле отступление от привычной роли не равно отыгрышу чего-то, что вам омерзительно. Менять амплуа можно и нужно постепенно. А для того, чтобы избежать выпадения в то, что для вас неприемлемо, можно специально выписать в колонку качества или персонажей, образы которых вам неприятны. Так вы быстро поймёте, что пространства для манёвра много и за пределами ваших ненавистных/обожаемых образов.

Понять, что привлекает в образе

Попробуйте отыскать какую-то основную деталь, которая лежит в центре образа, и поменять её окружение. Продолжая пример с заботливым персонажем — забота бывает очень разная. Что, если мотивы персонажа останутся теми же, но его восприятие окажется искажено?

Попытаюсь объяснить на примере сериала «Игра престолов».

Кейтилин Старк, Серсея Ланнистер и Лиза Аррен
Кейтилин Старк, Серсея Ланнистер и Лиза Аррен

Каждая из них известна любовью к своим детям. Леди Старк в данном примере — отправная точка. Она — классический пример волевой женщины, заботливой матери и любящей жены. Образ настолько древний, что никаких вопросов не вызывает. Но что, если попытаться вокруг идеи любящей матери немного изменить детали? Например, вместо благородных детей Старков представить безумного и жестокого Джоффри. Или Робина с его «особенностями». Ядро остаётся всё то же, но появляется несколько дополнительных вопросов к потенциальному игроку. Почему персонаж продолжает заботиться о своём ребёнке? Он испытал и увидел достаточно ужасов, для того чтобы притупить восприятие жестокости родного сына? Или, может, этот персонаж ценит чувство собственной необходимости, которое возникает в созависимых отношениях? Есть ли у персонажа другие амбиции в жизни, помимо заботы о детях?

Пара дополнительных вопросов, пара изменённых деталей биографии — и персонаж уже играет иначе.

Играть с теми, кто готов поддержать ваши эксперименты

Стоит сразу отметить, что тут есть две стороны медали. Кому-то комфортнее пробовать новое в компании незнакомых людей, так как таким образом родная партия никогда не узнает о провале. А кому-то, наоборот, удобнее экспериментировать рядом с проверенными людьми, которые не добавят его в чёрный список после одного неудачного персонажа, так как уверены в адекватности и способностях игрока в целом. Так или иначе, при попытке выйти из своей зоны комфорта важно не думать о том, что соигроки могут осудить.

Вдохновляться тем, что нравится

Попробуйте набросать список персонажей, которые вас впечатлили в последнее время в медиа, перечеркнуть тех, что подпадают под определение вашего амплуа, и посмотреть на то, что осталось. Конечно, достигнуть уровня персонажа, созданного и сыгранного лучшими специалистами Голливуда, невозможно. Но у них можно почерпнуть нюансы поведения: манеру речи, тики, жестикуляцию, взгляд.

Играть с новыми людьми

В каждой игровой партии свои правила, традиции и особенности. То, что никогда бы не сработало у мастера А, без проблем сработает на игре у мастера Б. Порой наличие устоявшегося амплуа объясняется тем, что человек просто понял принципы вождения конкретного мастера/комьюнити и создал «оптимального» персонажа. Не говоря уже о том, что каждый по-своему видит качественный отыгрыш и необходимость его наличия. Условия партии на многое влияют, так что человек, который отыгрывал отвратительно/однообразно в одной компании, может стать суперзвездой в другой.

Вывод

Конечно, тут не может быть однозначного вывода, но меня эта тема давно беспокоила, и я была рада возможности структурировать свои мысли по этому поводу. Если они при этом кому-то помогут — тем лучше. На мой взгляд, само по себе устоявшееся амплуа не является злом. Главное — общечеловеческая адекватность и умение идти на диалог.

Размышления Алисы Раченко, опубликованные Библиотекарем с её разрешения.

Любишь настольные ролевые игры?

Тогда ищи Библиотекаря в Дзене, Вконтакте и Телеграме!