Танки Т-80УД производились в Харькове с 1986-1987 года. Количество выпущенных машин превышает 800 единиц. Казалось бы, немного, но в наши дни 800 танков это значительное количество, которого в Украине почему-то нет. Куда же делись все Т-80 Улучшенные Дизельные?
Т-80УД.
Проект переоснащения Т-80 с газотурбинного на дизельный двигатель был сформирован в конце 70-х. Причина – большое потребление топлива у двигателя ГТД-1 000 с его высокая стоимость. Были предложены несколько вариантов. Первый предполагал установку V-образного мотора семейства В-2 с повышенной мощностью. Второй проект – установка форсированного 6ТД харьковской разработки.
Приняли проект завода имени Малышева в Харькове, так как уральский «В-2» не мог показать внушительны характеристик в то время. Максимум, которого добились – 840 л.с. В то же время, харьковчане смогли форсировать свой агрегат до 1 000 лошадиных сил.
Стендовые испытания мотора начались в 1981 году, а испытания в танке, с 1983 года. До 1985 было обнаружено множество недостатков, которые устранили к 1986 году, а запуск машины в серию пришёлся на 1987. До 1991 года успели произвести около 800 единиц и ещё 50 в независимой Украине.
Танк стал базой для разных проектов, результатами которых стал БМ «Оплот».
Куда делись танки?
Кто-то может сказать «чего удивляться? Это всё продажная Украина»! Всё бы ничего, но это заявление не совсем правдивое.
Танки стояли на вооружении на ровне с Т-64Б и БВ на протяжении 90-х, а потом были отправлены на склады долговременного хранения или на завод изготовитель. Там, Т-80УД переделывали в Т-84, который не имел существенных изменений, а Т-84У «Оплот» можно назвать прямым аналогом Т-90А. Разница только в годах выпуска. Украинский танк появился раньше, но к количеству есть вопросы… Всего от 15 до 20 экземпляров. Так же, Т-80УД стал предком БМ «Оплот». Корпус полностью совпадает.
Другая сторона медали – заключается в постоянных тендерах. Т-80УД принимали активное участие в конкурсах на поставки в те или иные страны. К примеру, в Грецию, где танк не приняли и в Турции, для которой создали отдельную версию – Т-84-120 «Ятаган». Тем не менее и его отвергли. Значительная партия Т-80УД отправилась в Пакистан. В противовес Индия заказала Т-90.
Интересный факт – Т-80УД стал основой для одного китайского проекта – MBT2000. Он же Al-Khalid-1 в Пакистане и Type90-II, а так же Type 96 в Китае. Машины использовали наработки Т-80УД, но 6ТД заменили на копию немецкого MB838. Из-за этого машина получилась чуток длиннее.
Кстати – в Штатах тоже был замечен Т-80УД на одном из полигонов. Он мог достаться США через Украину, как и Т-84У. И всё же, говорить, что Украина продала все Т-80УД не совсем корректно. Их использовали как основы для «Оплотов». Этот факт раскрыл Таиланд, после скандала с полученными БМ «Оплот-Т».
Однако на вооружении ВСУ есть некоторое количество Т-80. Они принимали участие в боях на Донбассе. Сейчас, машины дислоцируются на юге страны, но это не Т-80УД, а Т-80БВ – с газотурбинным мотором и в количестве 28 единиц.