Найти в Дзене

"Ходим на охоту за фрицами и за черникой" - памяти Наташи Ковшовой и Маши Поливановой

"...Милая, родная моя мамусенька!

Сегодня получила от тебя письмо. Такое милое, нежное, родное письмишко. Как хорошо и легко на душе становится от каждой строчки. Любимая моя матя, живем мы с Машенькой по-прежнему хорошо, все время вместе. Живем в землянке, топим печурку, вспоминаем всех вас, родных и близких, ходим на охоту за фрицами и за черникой (когда выберется свободное время)...

На охоте были два дня. За два дня вдвоем с Машенькой сбили одиннадцать фрицев. Пришли домой поздно ночью 11 июля. У Машеньки температура 39,4. Я всю ночь не спала. Наутро вызвали доктора - воспаление легких. Вот так поохотились! Ну, ничего, болезнь удалось быстро прервать сульфидином. Это замечательное средство... Ну, теперь снова все в порядке.

Моя замечательная Машенька шлет тебе привет и крепко целует. Для меня большое счастье, что она всегда со мной... Посылаю тебе нашу фотографию...

Ну, мамуленька, до свидания. Целуем тебя крепко-крепко. Твои снайперята Маша и Наташа.

Это письмо Наташи Ковшовой маме. Написано 24 июля 1942 года с Северо-Западного фронта, чуть меньше чем за месяц до гибели подруг. Какое именно фото вложила Наташа в конверт, может быть это?

Наташа Ковшова и Маша Поливанова
Наташа Ковшова и Маша Поливанова

Маша на три года моложе Наташи, но на фото выглядит старше и серьезнее. Только представьте - черника и фрицы - снайперы "кукушки", которые сами на них "охотятся".

А может фото в письме было вот это - в пилотках, между берёз. Вот такие, как выразилась Наташа в письме, снайперята. Каждой на счету десятки убитых гитлеровцев. Трудно поверить, правда?

Маша Поливанова и Наташа Ковшова
Маша Поливанова и Наташа Ковшова

В Вики и на других сетевых ресурсах скупые строчки - родились, учились, закончили школу, готовились в институт, с началом войны ушли на фронт, храбро воевали и героически погибли. Вот вроде и всё... Мне хотелось, чтобы читатели этого очерка увидели живых людей, красивых юных девушек, любивших своих родных и друзей, природу, просто саму жизнь.

Так кем они были - где родились и выросли?

Наташа Ковшова родилась 26 ноября 1920 года в Уфе на Пушкинской улице. Отец, Венедикт Ковшов был участником Гражданской войны, членом Уфимского губкома партии, мать - Нина Дмитриевна была комсомольским вожаком. Через три года после рождения дочери Мама Наташи поступила на факультет журналистики в Московский институт. Бабушка Валентина Ивановна сначала нянчила маленькую Наташу дома. а потом тоже переехала в Москву к дочери.

В раннем детстве Наташа была очень болезненной девочкой и пошла в школу только в возрасте 9 лет, уже после переезда в Москву. Но благодаря занятиям спортом - бегом, плаванием, лыжами Наташа догнала своих сверстников.

Наташа Ковшова в юности
Наташа Ковшова в юности

В 1940 году Наташа окончила московскую школу № 281 (ныне № 1284) и пошла работать в трест организации авиационной промышленности «Оргавиапром» инспектором отдела кадров. К тому моменту Наташа уже осталась с мамой и бабушкой - отец оказался в лагере по обвинению в троцкизме. На следующий, 1941 год девушка собиралась поступать в МАИ, мечтала строить самолеты.

Маша Поливанова родилась в деревне Нарышкино, что в Тульской области. Как ни жаль, довоенных фотографий Маши, судя по всему, не осталось - как я когда-то уже тут писала - в деревнях до войны редко фотографировались.

(В комментариях к этой статье написали, что на самом деле фотографии есть. И еще в том же комментарии сказано, Маша с семьей переехала в Москву года за 4 до войны, какое-то время жила у старшего брата на улице Красина).

И вот уже после публикации статьи , мне прислали (Марии огромное спасибо) ссылку на форум, где была вот эта фотография Маши, которую в семье звали Марусей, вместе с братом Федором и его женою.

Маруся Поливанова  с братом Федором  и его женою (примерно 1936 -1937 годы)
Маруся Поливанова с братом Федором и его женою (примерно 1936 -1937 годы)

Маша, как и Наташа тоже работала в НИИ «Оргавиапром», и собиралась поступать в МАИ.

Но их планам не суждено было сбыться.

...Кончилась тишина,
Громом загрохотала
Над родиною война

- писал Константин Симонов.

Вместо авиационного института девушки пошли учиться в школу снайперов ( хотя работая в авиапромышленности, девушки могли рассчитывать на «бронь» и эвакуацию).

Наташа Ковшова и Маша Поливанова - курсантки школы снайперов.
Наташа Ковшова и Маша Поливанова - курсантки школы снайперов.

С октября 1941 года девушек включили в состав 3-й Московской коммунистической дивизии, защищавшей Москву. С января 1942 года они в 528 стрелковом полку (130-я стрелковая дивизия, 1-я ударная армия, Северо-западный фронт).

Письмо Наташи домой в декабре 1941 г.

"...Мы еще не были в бою, а одеты так, что никакой мороз нас не прошибет. Кормят хорошо, сытно. Времени зря не теряем - тренируем себя для предстоящих боев, бегаем на лыжах, ползаем, стреляем, осваиваем еще лучше материальную часть оружия. На днях у нас были инспекторские стрельбы. Наше подразделение стреляет очень хорошо. Я получила оценку "отлично".

Сейчас готовимся к Новому году. Если не двинемся вперед, то будет хороший вечер. Уже помещение подыскали. Ну, а если двинемся, да еще сразу в бой, то это для меня будет лучшим новогодним вечером. С удовольствием буду стрелять паршивых гадов свинцовыми новогодними подарками и за себя, и за тебя, и за всех...

(И да, слова про хорошую одежду - это не агитка, моя мама вспоминала, насколько тепло и добротно были одеты бойцы Красной армии, освобождавшие их деревню Гати, что в 8 км от город Венёва, по сравнению с замерзающими в летних шинелях фрицев).

Впечатления от рассказов м

28 декабря 1941 г. Из письма Наташи домой.

"...Наше подразделение передвинулось на другой рубеж вслед за удирающим гитлеровским отродьем. Мы сейчас живем в деревне, в полутора километрах от которой происходили бои. Много ужасного рассказывают местные жители, побывавшие в лапах у фашистских извергов. К нашей хозяйке приходила женщина, брата которой гитлеровцы расстреляли только за то, что он и еще четверо его товарищей (14-15 лет) вышли на улицу после четырех часов дня...

А у Маши уже был свой счет к фрицам - пришли похоронки на обоих ее братьев.

И вот наконец - бой.

25 февраля 1942 г."

"...Каждый бой оканчивается нашей победой. Да какой! Гитлеровцы удирают, как ошпаренные тараканы, бросают все на свете. Мы заняли уже шесть населенных пунктов и в каждом захватили большие и важные трофеи... Бойцы и командиры показали себя с самой лучшей стороны: отвага, выносливость и преданность - качества, обязательные для каждого. Девушки-санитарки - настоящие героини, под градом пуль и разрывов мин идут вместе с бойцами, перевязывают раненых, вытаскивают их из самого огня.

Мы с Машей все время находимся вместе. Она хорошая подруга - смелая и сообразительная, с ней хорошо в бою, она не бросит в беде.

Я по-прежнему верю, что со мной ничего не случится, что все будет хорошо...
Наташа Ковшова и Маша Поливанова
Наташа Ковшова и Маша Поливанова

А это письмо Маши Поливановой Наташиной маме. Почему Наташиной? Не могу точно сказать, как возможный вариант - мама Маши не умела читать, как не умела читать моя бабушка...

"Здравствуйте многоуважаемая Нина Дмитриевна!
Пишет Вам фронтовая подруга Вашей любимой дочери Наташи Маша. Из писем Наташи, а так же и Ваших писем мы уже знакомы. Нина Дмитриевна, когда Наташа начинает читать Ваши письма, с любовью и гордостью слушаю их и в тоже время завидую Наташе, что она имеет такую хорошую мамашу. Когда мы с Наташей читаем письма от Вас, то я всегда Вас сравниваю с матерью по роману Горького "Мать". Да, Вы являетесь такой же матерью. Нам здесь фронтовикам в глухом лесу приятно чувствовать заботу матерей. Вам как бывшей партизанке жизнь фронтовая знакома, и вот когда мы читаем эти письма - Вы нам становитесь настолько близкими, как будто Вы не в Бугуруслане, а здесь вместе с нами. Ваша теплота писем, ласка, забота о нас фронтовых девушек заставляет нас еще больше ненавидеть проклятых фашистов, еще дружнее громить врага…
В одном из боев ранило нашего командира, и Наташа поехала сопровождать его в Москву. Я теперь здесь одна, если бы Вы знали, Нина Дмитриевна, как мне тяжело без нее. Ведь столько времени быть вместе и вдруг… Верите ли, нет такой минуты, чтобы я не думала о ней, в бою ли, в шалаше ли я мысль о Наташе ни на минуту не покидает меня. Я даже во сне зову ее (это мне рассказывают наши товарищи), да и ничего нет удивительного, мы так привыкли быть вдвоем, что даже при виде меня все спрашивают: «А где же Наташа?» Ну, ничего, я уверена, что мы снова будем вместе, а за временную разлуку я буду мстить проклятым извергам. Пишу на коленях, да костер немного светит, так что извините за плохое письмо. Жду ответа, крепко целую Вас.
Маша."

В марте под ураганным огнём Наташа Ковшова вынесла с поля боя тяжело раненного командира полка, при этом была ранена.

Зима 1941-42 года
Зима 1941-42 года

9 июня 1942 г.

"...Жив курилка! Дела мои идут хорошо. Раны мои одна за другой зажили, кроме одной на левой руке... Числа 15-16-го думаю выписаться в часть.

...И я снова смогу пойти в бой, чтобы бить проклятых бешеных псов...

А это письмо Наташи воспитавшей ее бабушке.

30 июля 1942 г."

...Милая, хорошая моя бабусенька!

Спасибо тебе за твои замечательные, теплые, ласковые и родные письма. Я обо всех вас очень и очень скучаю, и поэтому каждая строчка письма - это кусочек нежности и любви, который прилетает ко мне так издалека, мне бесконечно радостен и дорог. Я жива, здорова и весела, как всегда. Ненависть моя к проклятому фашистскому зверю все растет с каждым днем, с каждым боем, и, несмотря на временные успехи его на юге, растет уверенность в скором и полном разгроме этого подлейшего отродья. Мы с Машенькой ходим на охоту, и мне удалось сбить еще шесть гадов, а Машеньке пять. Вся наша снайперская группа за месяц уничтожила 245 фрицев. Командование нами очень довольно. Ну а мы, конечно, довольны еще больше. Ведь это наши ученики действуют.

Сейчас мы на отдыхе. Живем мы с Машенькой в отдельной маленькой земляночке. Земляночка очень уютная, выложена березками, находится на горке над рекой. Все было бы хорошо, если бы не проклятый дождь. Льет с утра до вечера... Места здесь исключительно красивые, холмы, овраги, речки, ручейки, кругом леса и полянки, полные цветов, ягод, грибов. В первый же день, как мы сюда прибыли (это километров 15 от фронта), мы с Машенькой улучили часок и набрали два котелка земляники. Красота!..

Бусенька, родненькая моя! Ты смотри у меня, не хворай и пиши чаще о своем здоровье. Я ведь тебя очень люблю, мою нежную, ласковую, заботливую бабусеньку. Ты береги себя...

Горячо любящая вас ваша Наташа.

Приказом по фронту 13 августа 1942 года они обе были награждены орденами Красной Звезды, а 14 августа девушки приняли свой последний бой.

Накануне Наташа написала последнее письмо домой, в котором она совсем не думает о смерти.

13 августа 1942 года

Милая моя мамусенька!

Сегодня получила твое письмо с фотографией. Ты права - мне очень приятно смотреть на нее. Я то и дело ее достаю из кармана гимнастерки...

Мы совершили большой переход, примерно 115 км, и теперь наступаем в другом месте и с другой армией. Место здесь очень болотистое, грязь везде по колено. Ну, ничего, мы и здесь повоюем. Ты Машеньке напиши, чтобы она зря не надрывалась, а то с нею никакого сладу нет. А насчет денег ты мне не говори. Раз у вас есть чего покупать, да еще такие вкусные вещи, то пусть лучше будут у тебя деньги, а не у меня, они мне понадобятся только после войны: платьице хорошее купить! А пока целую и обнимаю крепко.

Твоя Натуся



Но не сбудутся девичьи планы - на следующий день Наташа Ковшова И Маша Поливанова погибнут во время боя под Старой Руссой в Новгородской области, даже не успев получить первые свои награды - по ордену Красной Звезды.

Наградной лист Марии Поливановой с сайта http://podvignaroda.ru/
Наградной лист Марии Поливановой с сайта http://podvignaroda.ru/
Наградной лист Наталии  Ковшовой с сайта http://podvignaroda.ru/
Наградной лист Наталии Ковшовой с сайта http://podvignaroda.ru/

В одном из писем Наташе бабушке есть такие слова: "Знай, что твоя Наталка никогда не уронит чести нашей семьи и не опозорит славного боевого прошлого ее. Никогда не свернет с дороги перед лицом опасности..."

Обе девушки в полной мере оправдали эти слова.

Их полк вел наступательный бой севернее реки Робья. Снайперская группа была определена на самый трудный участок. В ходе боя она почти вся погибла, кроме Маши и Наташи остался в живых только один тяжело снайпер, которого фрицы сочтут мертвым. Раненные Ковшова и Поливанова были окружены противником. Им предлагали сдаться, но девушки, расстреляв все патроны, подпустили врага ближе, подорвали себя и их последними двумя гранатами. Очевидно, что выбора у девушек не было, они слишком хорошо представляли, что сделают с ними фашисты, если захватят их в плен живыми.

Сколько именно гитлеровцев они уничтожили за свою недолгую службу - точное число назвать трудно . Про Машу написано в Вики - "несколько десятков". По данным того же источника :

На личном счету снайпера Ковшовой 167 истреблённых солдат и офицеров противника (по свидетельству её однополчанина Георгия Баловнева, не менее 200; в наградном листе особо упоминается, что среди поражённых целей Ковшовой были вражеские снайперы и пулемётный расчёт противника).

За самоотверженность и героизм, проявленные в бою, Наталия Ковшова и Мария Поливанова были посмертно удостоены звания Героев Советского Союза 14 февраля 1943 года.

Скульптура «За Родину». Посвящена подвигу Героев Советского Союза Н.Ковшовой и М.Поливановой. Скульптор: Е.М.Блинова. СССР, 1970-е годы. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей. (Утрачена при пожаре в 2010 г.)
Скульптура «За Родину». Посвящена подвигу Героев Советского Союза Н.Ковшовой и М.Поливановой. Скульптор: Е.М.Блинова. СССР, 1970-е годы. Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей. (Утрачена при пожаре в 2010 г.)

P.S. На Юго-Западе столицы, в районе Очаково ( это недалеко от улицы Елены Колесовой, о которой я тут писала в прошлом году), есть еще две улицы, носящие женские имена. Улица Наташи Ковшовой и улица Марии Поливановой.

Улицы, носящие имя подруг, на карте Москвы
Улицы, носящие имя подруг, на карте Москвы

Как в жизни они рядом воевали и погибли, так рядом и улицы, носящие их имена: длинная, вдоль железной дороги - Наташина и перпендикулярная ей, с зеленым бульваром - Машина, которую тут официально назвали Марией. И мне видится, что было бы очень правильно поставить на перекрестке, где бульвар улицы Марии Поливановой выходит на улицу Наташи Ковшовой, поставить девушкам памятник, они это заслужили.

Мемориальная доска на улице Наташи Ковшовой
Мемориальная доска на улице Наташи Ковшовой
Мемориальная доска на улице Марии Поливановой
Мемориальная доска на улице Марии Поливановой

А за сотни километров от Москвы лежат эти две девушки в братской могиле на кладбище в деревне Коровитчино Старорусского района Новгородской области.

Братская могила в деревне Коровитчино Старорусского района Новгородской области
Братская могила в деревне Коровитчино Старорусского района Новгородской области

А это памятный знак на месте гибели девушек в урочище Сутоки. Памятный знак был установлен в 2016 году в ходе съемок документального фильма «Дивизия таран. Девочки с винтовкой» при участии курсантов ВПЦ «Вымпел» в рамках проекта «Дорога к Обелиску».

Памятный знак на месте гибели  Маши Поливановой и Наташи Ковшовой
Памятный знак на месте гибели Маши Поливановой и Наташи Ковшовой

Памяти павших будем достойны!

Спасибо, что дочитали.

С уважением, @maksina

PPS. За опубликованные тексты писем Наташи Ковшовой благодарю портал https://ufa-gid.com