Найти в Дзене
Блог КУМОНомамы

Нолик превращается в 9-ку: Как объяснить ребенку вычитание в столбик чисел с нулями

Научить ребенка считать в столбик 302 - 136 - когда нужно "перезанимать" в "пустом" разряде - это очень легко.

Но уверены ли вы, что ребенок Понимает, что Именно он делает - или он просто выполняет алгоритм?

Дело в том, что, когда ребенка учат такому вычитанию, довольно часто ему тупо говорят, что "если над нулем точка - то 0 превращается в 9":

Реальный скриншот объяснения с сайта http://math-prosto.ru/
Реальный скриншот объяснения с сайта http://math-prosto.ru/

Так объясняют довольно часто даже учителя.

Ну или пытаются объяснять про "занять единичку" - а ребенок все равно остается с вопросом: почему ДЕВЯТЬ? Что за фокус такой?!

Предлагаю вам попробовать

Объяснение вычитания с нулём через разрядные слагаемые

После такого объяснения дети начинают понимать самую суть "перезанятия", после которого остается пресловутая "девятка".

Итак, возьмем для примера те же 302 - 136.

Сделали нашу запись в столбик. А теперь рядом распишем тот же столбик, но числа запишем в виде разрядных слагаемых:

Записали столбик из разрядных слагаемых
Записали столбик из разрядных слагаемых

Теперь начинаем считать. Считаем, как обычно, начиная с единиц.

Посчитать 2-6 не получается, нужно занять десяток в соседнем разряде. А в соседнем разряде 00 - пусто.

Тогда пойдём в следующий разряд - в сотни. Займем оттуда сотню:

Я подписываю -100 в сотнях и +100 в десятках, одновременно поясняя свои действия ребенку
Я подписываю -100 в сотнях и +100 в десятках, одновременно поясняя свои действия ребенку

В "сотнях" убыло, в "десятках" прибыло. Теперь вместо двух нулей ("00") в разряде десятков стало 100.

И нам есть, из чего занять в наши единички

Я подписываю -10 в десятках, +10 в единицах, одновременно поясняя ребенку свои действия
Я подписываю -10 в десятках, +10 в единицах, одновременно поясняя ребенку свои действия

Для наглядности можно еще подписать результаты "заимствования"

Подписала результаты заимствования сверху в кружочках
Подписала результаты заимствования сверху в кружочках

...и сказать ребенку, что вычитать мы будем уже из них:

Вычитаем из результатов заимствования
Вычитаем из результатов заимствования

Запишем сначала результат в виде суммы разрядных слагаемых:

Записали результат вычислений сначала в виде суммы разрядных слагаемых
Записали результат вычислений сначала в виде суммы разрядных слагаемых

А потом перенесем его в наш основной пример в виде числа:

Превратили сумму разрядных слагаемых в запись числа
Превратили сумму разрядных слагаемых в запись числа

Вот и всё. И не нужно никаких волшебных превращений нулей в девятку.

Обычно я сама всеми руками "ЗА" разные фокусы и простоту понимания. Но вот эта "девятка" - тот случай, который ребенок будет ВСЕГДА забывать, если не поймёт.

Успешной учёбы!

____________________________________________

Мой блог про японскую методику обучения детей KUMON ищите по адресу https://kumon-deti.com.

Мой инстаграм http://instagram.com/kumon.deti.