Научить ребенка считать в столбик 302 - 136 - когда нужно "перезанимать" в "пустом" разряде - это очень легко.
Но уверены ли вы, что ребенок Понимает, что Именно он делает - или он просто выполняет алгоритм?
Дело в том, что, когда ребенка учат такому вычитанию, довольно часто ему тупо говорят, что "если над нулем точка - то 0 превращается в 9":
Так объясняют довольно часто даже учителя.
Ну или пытаются объяснять про "занять единичку" - а ребенок все равно остается с вопросом: почему ДЕВЯТЬ? Что за фокус такой?!
Предлагаю вам попробовать
Объяснение вычитания с нулём через разрядные слагаемые
После такого объяснения дети начинают понимать самую суть "перезанятия", после которого остается пресловутая "девятка".
Итак, возьмем для примера те же 302 - 136.
Сделали нашу запись в столбик. А теперь рядом распишем тот же столбик, но числа запишем в виде разрядных слагаемых:
Теперь начинаем считать. Считаем, как обычно, начиная с единиц.
Посчитать 2-6 не получается, нужно занять десяток в соседнем разряде. А в соседнем разряде 00 - пусто.
Тогда пойдём в следующий разряд - в сотни. Займем оттуда сотню:
В "сотнях" убыло, в "десятках" прибыло. Теперь вместо двух нулей ("00") в разряде десятков стало 100.
И нам есть, из чего занять в наши единички
Для наглядности можно еще подписать результаты "заимствования"
...и сказать ребенку, что вычитать мы будем уже из них:
Запишем сначала результат в виде суммы разрядных слагаемых:
А потом перенесем его в наш основной пример в виде числа:
Вот и всё. И не нужно никаких волшебных превращений нулей в девятку.
Обычно я сама всеми руками "ЗА" разные фокусы и простоту понимания. Но вот эта "девятка" - тот случай, который ребенок будет ВСЕГДА забывать, если не поймёт.
Успешной учёбы!
____________________________________________
Мой блог про японскую методику обучения детей KUMON ищите по адресу https://kumon-deti.com.
Мой инстаграм http://instagram.com/kumon.deti.