Однажды, пытаясь упорядочить для себя личный опыт процесса саморазвития, я взял ручку и листок, и начертил линию «шкалы саморазвития», выделив её границы стрелками, указующими в противоположных направлениях, исходя из жизненной закономерности: кто не развивается – деградирует. Затем поставил на линии точку, обозначив её как «Момент Истины» – переломный момент в жизни любого человека, осознавшего страшную Истину: я деградирую… Момент Истины открывается только тому человеку, который внутренне созрел для этого открытия, и кому уже небезразличны имеющиеся перед ним перспективы – жить как всегда, то есть, как все, или принять новый, ранее неведомый образ жизни, начав исследование самой загадочной и неизведанной области мира – себя самого. Детально изучив и проанализировав собственный опыт саморазвития, выделил на шкале саморазвития и иные его этапы, обозначив их цифрами с добавлением буквенной аббревиатуры.
Градация шкалы саморазвития:
0-Сбыт – Самосознание бытовое, нулевая отметка, обозначающая традиционный бытовой уровень самосознания;
1-МИ – Момент Истины, к которому подводит озарение, индуцирование, жизненный пинок под зад;
2-ПС – Перелом Ситуации, когда количественное ускорение переходит в качественную стабилизацию.
0-Сбыт – нулевая отметка на схеме обозначает «нормальное» состояние психики обычного человека, попавшего в ловушку быта, от которого теперь зависит вся его жизнь, представляющая собой нескончаемый «день сурка», судорожно скачущего в беличьем колесе единственным маршрутом «дом – работа – сон», и ничего более не замечающего в своей жизни. Теперь рассмотрим подробнее этот период жизни человека, в подавляющем большинстве случаев оканчивающийся традиционно в преклонном возрасте. До определённого момента процесс взросления человека определяется его развитием. Не саморазвитием, осознанным улучшением себя, имеющим внутреннюю мотивацию, а именно развитием, подчинённым внешним социальным требованиям общества, возвышающим в качестве мерила жизненного успеха материальное и социальное благосостояние. Получив необходимое для обретения данных благосостояний образование, человек перестаёт расти дальше, включаясь в общепринятый процесс практической реализации общественно-полезных установок, забыв о себе самом. Да и весь предыдущий социально-необходимый «рост» осуществлялся исключительно в рамках общественно-насаждаемых стереотипов о личности как продукте социализации, оцениваемой обществом исключительно с позиции полезности ему. О личностном росте в подобных условия не может быть и речи, в результате чего, по достижении двадцати пяти – тридцати лет, развитие, определяемое внешними требованиями общества, заложенными воспитанием в качестве эталона, останавливается, и начинается процесс, противоположный по знаку, то есть, деградация, которая также считается нормой жизни. Самое поразительное, что никто не видит ненормальности подобной «нормы», обыватели соглашаются с тем, что так оно и должно быть, что после тридцати лет начинаются проблемы со здоровьем, и уменьшение дееспособности подавляющего большинства членов общества. Здесь я говорю не только и не столько о физическом здоровье людей, сколько о его фундаменте – здоровье душевном или психическом. Подавляющее большинство людей, кроме некоторых «ненормальных», изначально запрограммированы обществом с его катастрофически развивающимися средствами массовой информации, на определённый образ и стиль жизни, на определённые личностные ценности, не имеющие ничего общего с истинными. Но поскольку дух-то наш знает, для чего существует, хотя обычно не имеет контакта с разумом и телом, и слаб для управления ими, то в глубине человека растёт конфликт между тотально угнетаемыми духовными устремлениями – и установками, верованиями и комплексами, насаждаемыми социумом. Противостояние это ведёт к появлению психических и соматических заболеваний, истощению жизненных ресурсов телесного и духовного потенциала человека. Поэтому огромное количество людей не доживает до преклонного возраста в силу самых разных неблагоприятных поводов, но по единственной причине – бездарном прожигании бесценного жизненного ресурса, дарованного им. Люди, не умеющие «выплывать в море жизни», прячутся в ракушки «родного» быта, в испуге отводя взгляд от возможных жизненных перемен к лучшему, требующих «учиться плавать». И несёт их течение назад, кого-то к патологическим зависимостям и озверению, кого-то в пучину болезней, а кого-то к проёму окна… Период преодоления инерции деградации сложен, поскольку уверенность человека в собственных силах пока находится в положении шаткого равновесия между пугающими обстоятельствами позади, и туманными перспективами прямо по курсу. Но самое важное в этот период то, что именно в нём происходит постепенное обретение человеком цели, наличие которой он поначалу ещё не осознаёт в полной мере, но уже определённо чувствует, приближаясь к Моменту Истины. Однако подавляющее большинство нас в течение всей своей жизни колеблются между нулевым и первым делениями шкалы, ощущая при приближении к первому порывы вдохновения и стремления к духовному росту, но неуклонно отбрасываемые назад встречным течением быта, преодолеть которое не в силах, виду отсутствия должной мотивации, воли, веры в себя.
Личности, волею жизни, получившие поступательный пинок под зад, либо ведущие изначально развивающий образ жизни, приведший к неожиданному инсайту, либо индуцированные находящимся поблизости живым Примером, постепенно приближаются к 1-МИ, Моменту Истины, представляющему собой «крохотную дверцу» в конструктивный мир, в иное будущее, доступное самым трудолюбивым из них. Кто-то отшатывается, испуганно озираясь на общественное мнение, кто-то прячется в неверие, сомнения в собственных силах и страхи, кому-то не хватает упорства, и после нескольких неудавшихся попыток он отчаивается и возвращается на круги своя… Но кто-то, презрев все препятствия, движется вперёд. Движение это чрезвычайно трудоёмко на первых порах, когда, чтобы преодолеть инерцию застоя, необходимо непрерывно ускоряться, набирая мощь, нужную для перелома ситуации, когда количественное усилие перейдёт в качественную стабилизацию. Но что самое главное – в процессе ускорения человек коренным образом изменяет свой образ жизни, накрепко адаптируясь к новой её динамике, и начиная получать от неё исключительно одну лишь радость, поскольку сознание его позитивизируется на глубочайшем подсознательном уровне, в отличие от поверхностного так называемого «позитивного мышления». Он окончательно разрешает имевшиеся внутренние проблемы, и с удивлением видит, что ранее актуальные для него цели, представлявшие собой лишь промежуточные этапы на «пути ищущего» выход человека, навсегда потеряли былую значимость, поскольку помимо социального, телесного и душевного выживания, представляющих собой внешние потребности, мотивирующие к саморазвитию «пинком под зад», оставшиеся в прошлом, на переднем плане уже доминируют потребности внутренние душевные и духовные – счастья, радости развития, переживания прекрасных чувств, личностной эволюции. Происходит интериоризация, углубление потребностей.
Так наступает переломный момент 2-ПС, после которого необходимость в дополнительных усилиях исчезает, а имеющаяся нагрузка, изнуряющая ранее, приобретает статус жизненной потребности, дарящей настоящее счастье, без которого идущий человек более не представляет своей жизни. Именно в этот период, когда жизнь наполняется радостью переживания каждого её момента безотрывно от реальности «здесь и сейчас», все предыдущие жизненные цели окончательно теряют своё значение, и человек перестаёт нуждаться в целеполагании. Происходит гармонизация личности, начинающей понимать и осознавать своё истинное предназначение на этой земле – духовную эволюцию. Наступает период «бесцельного саморазвития», и я пока не могу сказать, что находится за его дальним пределом.Так родилась Модель процесса саморазвития человека, и я назвал её «Компасом», поскольку шкала саморазвития, подобно стрелке компаса, указывает лишь два направления, первое из которых общеизвестно, второе же для большинства людей туманно. Куда же идти, какие пути выбирать, люди должны решать самостоятельно с полной своей ответственностью, ведь компас никогда не указывает дорогу, он лишь констатирует расположение сторон света. Исследуя малоизвестное направление, стараюсь раскрывать перед людьми возможные перспективы поступательного движения.
Евгений Евтушевский "Саморазвитие - личностная эволюция", ООО Акция-Информ-Плюс", Барнаул 2014 (с)