Наука не стоит на месте и это доказывают российские учёные, разработавшие новую технологию получения наноструктурированного железа, позволяющую применять сварку взамен болтовых соединений. Это, как предполагают учёные МИСиС, даёт возможность облегчить конструкции не только в автостроении, но и в авиационном строительстве.
В Национальном исследовательском технологическом университете учёные открыли новую технологию, позволяющую получать материал повышенной прочности. Такой материал получил название наноструктурированное железо, которое обладает замечательным качеством - сохранять высокие свойства сварки.
Сотрудники Ниту "МИСиС", сохранив способность материала свариваться, получили довольно высокую прочность, что позволяет снизить вес всей конструкции примерно в полтора раза за счёт отсутствия болтовых разъёмов. Новейшая разработка весьма актуальна для авиа, ракето и автостроения.
В основе метода особый способ обработки железа с применением нанотехнологий. Общеизвестно, что для получения высокопрочных изделий в состав материла добавляются химические элементы, делающие его особо трудоёмким при сваривании конструкций из металла и последующей их обработки.
Разработанная российскими учёными технология позволяет измельчать внутреннюю структуру материала на основе железа путём его прессования на уникальной установке интенсивной пластической деформации. Измельчая зёрна металла до наноразмерного уровня, получаем состояние высокопрочного чистого железа (АРМКО железо) методом многократного процесса прессования.
При сварочных работах сохраняются полученные высокие свойства и образуются особо прочные соединения, позволяющие в таких металлоконструкциях отказаться от болтовых соединений.
«Изучение технологических свойств наноструктурированных металлов, таких как свариваемость, позволит во-первых, однозначно определиться в областью применения данных материалов, а во-вторых значительно эту область расширить», — отметил заведующий научно-исследовательской лабораторией гибридных наноструктурныхматериалов МИСиС Александр Комиссаров.
До настоящего времени проблема свариваемости практически оставалась без внимания учёных, а такая отработка режима сваривания металла на основе наноматериалов открывает большие перспективы для дальнейшего их изучения.
Только представьте себе, какие возможности открываются перед нашими самолётостроителями, если заменить все болтовые разъёмы в конструкции воздушного судна - трудно поверить, а изучение таких процессов лишь в начальной стадии.