Как купить туристическую путевку дешевле
Город Азе был основан на берегу живописной речушки Эндр еще в эпоху Древнего Рима, а потому имеет полное право, пребывая в покое и благости, самозабвенно шелестеть страницами своей впечатляющей родословной.
Я уже писал в одной из заметок, что средневековые люди в инженерном плане предпочитали пользоваться достижениями Великой Республики, нежели думать и делать что-то самостоятельно. К огромному сожалению местных сеньоров «недальновидные» римляне так и не удосужились построить через Эндр стоящий мост, зато природа преподнесла им шикарный подарок в виде небольшой излучины, куда веками намывался песок и все чем была богата река. В далеком и диком XII веке даже убогий брод оказался столь значимой и приносящей прибыль переправой, что удостоился охраны в виде шикарного замка.
По первости Азе конечно выглядел несколько проще, однако простота далеко не всегда являлась недостатком. Легенда гласит, что замок был заложен в 1119 году рыцарем Риделем д'Азе, которого за жестокость и пристрастие пускать кровь всякому встречному местные жители прозвали "исчадием ада". Этот персонаж возможно и существовал на самом деле, но за последние несколько веков видимо превратился в некую этикетку замка, которую шлепают в любой рассказ и о которой мало кто задумывается. Даже Википедия, почесав умудренный знаниями затылок, зачем-то сообщила, что сей вассал был рыцарем короля Филиппа Августа. Этот самый летний король Франции взошел на трон в 1180 году, и если даже предположить, что первым его указом было желание немедленно видеть сеньора д'Азе, то…. Не знаю, по-моему бодрому старичку к тому времени стукнуло где-то в районе стольника, и от его меча и мозга королю было бы столько же прока, сколько от английской овсянки при дворе Дианы де Пуатье!
А вот о другом короле в Азе-ле-Ридо помнят все и в мельчайших подробностях. В начале XV века в разгар столетней войны замок принадлежал герцогу Бургундскому, который животной ненавистью ненавидел Францию, строя ей козьи морды, крутя в бараний рог и ведя себя исключительно по-свински. На беду Азе к его крепостным стенам по своим сугубо дофинским делам подошел мятежный Карл и потребовал от гарнизона открытия ворот и незамедлительной сдачи. В ответ он услышал о себе столько всего интересного и нового, что просто уйти восвояси уже не имел морального права (в любых даже самых тмутараканьих восвоясях, не наказав обидчиков, он бы потерял всякий авторитет и уважение). Карл не просто захватил замок ценой огромных потерь, он приказал разрушить все, что поддавалось разрушению, сжечь все, что горело, и вздернуть все, что еще трепыхалось.
Не успокоившись на достигнутом опьяненный запахом гари и крови дофин уничтожил до кучи еще и близлежащие деревни, сжег окрестные поля и леса, закрепив за замком на долгие годы название Азе-ле-Брюле (сожжённый Азе). В руинах замок проюродствовал ровно сто лет…! Говорят, что однажды жене королевского казначея Жиля Бертло приснился чудесный сон, в котором она (вся такая воздушная и одухотворенная) собирала весенние пестроцветы на берегу прекрасной реки у стен волшебного замка.
В своих перламутровых грезах мадам отчетливо осознавала, что где-то под ее подушкой или в аккуратном ларчике хранится самое что ни на есть подлинное свидетельство о собственности на элитную недвижимость, заверенное кем надо и всесильное, как королевское слово. С той поры проплешину грусти на темечке финансиста уже нельзя было скрыть никакими париками….В 1518 году преуспевающий Жиль пустился в трудное и опасное плавание под названием реконструкция средневековых развалин. К тому времени Карл VIII и Людовик XII уже вдосталь нагулялись по просторам активно «возрождающейся» Италии, а потому с дизайном нового-старого замка никаких вопросов не возникало. Мода настоятельно требовала строительства элегантной загородной резиденции в ренессансном стиле. Итальянское влияние уже сокрушило прекрасные старинные замки Амбуаз и Блуа, начав прожорливой паутиной расползаться по всей Луаре.
К сожалению сон финансовой королевы оказался вещим лишь отчасти. Чудесный замок действительно вырос на берегу зеленоватой неспешной речушки, однако ни мадам, ни тем паче месье Бертло уже не имели к нему никакого отношения.
Дело в том, что традицию прогуливаться с вооруженными до зубов головорезами по просторам живописной Италии новый король Франциск I возлюбил так горячо, что чуть было не отправил ко всем чертям свое собственное королевство. В битве при Павии французский монарх не только угробил половину армии, но и умудрился попасть в плен к своему злейшему врагу Императору Карлу. Сколько стоит один отдельно взятый король французские богачи к своему вящему ужасу узнали очень и очень скоро.
Гербом Франциска была саламандра и замок навсегда сохранил память о нем.
Франциск считал несколько унизительным для короля просить деньги у своих «нерадивых» вассалов, поэтому ничтоже сумняшися он принялся с таким усердием рассаживать их по тюрьмам, с каким не рассаживал вокруг себя фрейлин во время бесконечных балов. Привилегия оказаться за решеткой и лишиться всего нажитого непосильным трудом касалась в основном самой богатой части королевского окружения, поэтому, втянув ноздрями отчетливый и едкий запах жареного, господин Бертло почел за благо пуститься в дальние бега. Его супруга сколько могла берегла свой чудесный сон, но что она могла противопоставить великому королю, которому для великих дел нужна была великая сумма наличных.
Пополнив кошель и расплатившись с долгами, расщедрившийся не на шутку Франциcк принялся сорить замками, как сеятель на эпическом полотне великого махинатора Оспапа Бендера. Так Азе-ле-Ридо оказался в руках гвардейского капитана Ануана Раффина, а затем и вовсе пошел по рукам как стареющая, предзакатная куртизанка.
В 1871 году обладатель святого Георгия 4-й степени, будущий генерал-фельдмаршал Императорской Российской армии принц Фридрих-Карл Прусский, согласно суровым реалиям военного времени, занял замок, реквизировав его у маркиза де Бьенкур. Истинно французский замок сопротивлялся зарвавшемуся пруссаку до последнего.
Во время торжественного обеда, улучшив момент, он обрушился на голову принца, сорвавшейся с потолка люстрой. Замок был стар! Его уже давно не холила и не латала заботливая хозяйская рука, а потому прицел прославленного ветерана оставлял желать лучшего. Громадный осветительный прибор просвистел пред светлыми очами сатрапа и с грохотом обрушился на пол. За вероломное покушение взбунтовавшийся замок приговорили было к ритуальному сожжению на костре, но в итоге простили и просто бросили на съедение быдлу и времени. Нынче замок снова гостеприимен и очень приветлив.
Только в 1904 году государство одумалось с протянуло Азе-ле-Ридо дружескую руку помощи, так приятно пахнущую свеженапечатанными франками. Согласно старым чертежам замок был заботливо отреставрирован, а окружающий парк и берега Эндра обрели свой первозданный вид.
Сегодня для туристов в замке открыто 7 залов, но самым главным сокровищем Азе является прогулка по парку, в каждой точке которого вас подстерегает, сошедшие с глянцевых открыток виды.
Азе-ле-Ридо постоянно сравнивают то с гордым парусником, рассекающим полусонные воды Эндра, то со сказочным островом посреди зеленой воды, а мне он более всего напомнил сладкий петушок на палочке из раннего детства. Щедрой рукой ренессанса в его стены, башенки и галереи было замешано такое количество любви и меда, что нынче не всякий Криштиану Роналду решится сфотографироваться на его фоне, боясь прослыть тривиальным гадким утенком.
От некогда суровой средневековой крепости в цветущем и благоухающем оазисе остался один лишь до бесконечности влюбленный в себя Нарцисс. Века могут суетливо сменять друг друга, букашки-человеки до бесконечности ползать вокруг его белоснежных стен, а Азе-ле-Ридо все так же будет стоять на берегу еле живой реки и всматриваться в зеркальную гладь. В жару и в дождь, в печали и в радости он самозабвенно занят тем, что пытается отыскать в своем величественном отражении какой-то новый, еще неведомый нюанс, любованию которым он посвятит ближайшее тысячелетие.
47°15'37" 0°28'13" – паркингРейтинг — 7,5/10