До наших дней дошло большое количество фотографий Невского проспекта 100-летней давности, многие из которых были сделаны знаменитым Карлом Буллой. Давайте посмотрим на них в модном нынче формате "было-стало". Но только и то, что "стало" - это уже фотографии десятилетней давности, так что можно сравнить и то, что изменилось за совсем недавнее время. Также не оставим без комментариев то, что можно обнаружить, сравнивая фотографии, между которыми век.
А если вы заметили, что изменилось за 10 лет - пишите в комментариях!
1. Угол Невского проспекта и Михайловской улицы
Дом перестроен в начале 19 в. в стиле классицизма и вошел в состав протяженного здания по Михайловской улице, сооруженного по проекту архитекторов П.П. Жако и К.И. Росси. С 1869 года вплоть до революции здесь размещался Учетно-ссудный банк, затем Волжско-Камский коммерческий банк.
На фото здание видно уже с обогащенным в 1898 г. декором по проекту Леонтия Николаевича Бенуа. В советское время вернулись к россиевскому проекту.
Большой урон дому нанес пожар 1994 г. После ремонта, как и прежде в доме традиционно размещаются финансовые организации.
Важная деталь: Над зданием свисает российский триколор – до революции он служил не государственным флагом, а торговым. Императорский черно-желто-белый флаг просто так развешивать было запрещено.
2. Николаевский (Московский) вокзал
Вокзал появился в 1851 г. на Знаменской площади при строительстве Петербургско-Московской железной дороги, которая открылась в 1855 году. Здание построено по проекту архитектора Константина Андреевича Тона – любимого архитектора Николая I. Ему принадлежат проекты Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве. Там же Тон на Каланчевской площади возвел вокзал-близнец – тоже Николаевский (ныне – Ленинградский). Здание многократно перестраивалось, на сегодня от него фактически остался фасад и небольшой объем сразу за ним.
Важная деталь: У вокзала видна конка – она появилась в городе в 1860 г. Один из первых ее маршрутов проходил мимо Николаевского вокзала.
3. Башня Городской Думы (Невский пр., 33)
Башня – одна из высотных доминант Невского проспекта. Новое здание, венчаемое многоярусной башней, характерной для европейских ратуш, построили в 1799–1804 годах на месте прежнего здания «Гильдейского дома» по проекту Джакомо Феррари. Башня имела утилитарное значение. В 1835 г. на строении, которое служило пожарной каланчой, появилась мачтовая конструкция для подъема шаров. Поднятый шар означал пожар, а количество и сочетание шаров указывали часть города, где он произошел. Впоследствии башня стала еще и станцией оптического телеграфа. В 1830-х годах телеграф с помощью оптических сигналов на специальной семафорной азбуке передавал депеши в Царское Село и Гатчину. В 1839 г. заработала 1200-километровая (!) линия до Варшавы. Телеграмма через 150 промежуточных станций проходила всего за 15 минут.
Важная деталь: На верхней площадке видна фигурка дозорного, который следит за пожарной обстановкой. Сейчас в городе все спокойно, поскольку тросы на мачте – пустые, без шаров.
4. Аничков мост и доходный дом Лихачёва (Невский пр, 66)
До недавнего времени в угловом доме №66 за Аничковым мостом находилась аптека, которая находилась здесь двести лет. До самого последнего дня работы ее так и называли – Аничковой – это была старейшая аптека в городе. Ее упоминание в русской литературе совершенно неожиданно: в повести Николая Лескова о Левше. «Позвали от Аничкина моста из противной аптеки химика, который на мелких весах яды взвешивал»…
Сам участок по этой стороне Невского от Караванной до Фонтанки, в екатерининские времена принадлежал поэту Державину. Тот хотел поддержать себя материально, построив здесь доходный дом, но довести замысел до конца так и не удалось. Доходный дом был построен купцом Шаровым, чье имя в исторической традиции он и носит.
Важная деталь: под мостом проплывает барка, груженая дровами. Вплоть до 20 века почти во всех домах было только печное отопление, поэтому обилие таких барж было характерно для питерских рек и каналов.
5. Перекресток Невского и Садовой улицы
Перекресток Невского и Садовой улицы во все времена был самым оживленным в городе. «Встретиться в центре» – значит встретиться здесь. В народной топонимике он получил название «кровавый». В смутное время двоевластия 3 июля 1917 года здесь по приказу Временного правительства была расстреляна мирная демонстрация.
Важная деталь: снимок сделан, по всей видимости, из фотоателье Карла Буллы, которому мы обязаны возможностью переноситься на 100 лет назад практически в любой уголок Петербурга. Его наследие – около 240 тыс. фотографий городской жизни начала 20 в.
6. Адмиралтейство
В створе Невского проспекта виден знаменитый шпиль с корабликом – неофициальным символом города. Адмиралтейство с момента основания города служило крепостью-верфью, на которой строились корабли для молодого русского флота. Верфь была заложена по указу Петра в 1704 году, вокруг нее возникла крепость, окруженная Адмиралтейским каналом. Перед каналом до современной Малой Морской улицы, простирался Адмиралтейский луг – своеобразная зона безопасности вокруг крепости.
П-образная застройка, открытая к Неве, с зашпиленной башней в центре сохранилась с петровских времен. Уже тогда шпиль взметнулся на высоту 72 метра, а в 1806-1823 Андриян Захаров перестроил Главное Адмиралтейство в формах зрелого классицизма.
Важная деталь: в этом месте путь «конки» – одноколейный, таким он по причине экономии был первоначально по всей длине Невского проспекта. Лишь на остановках делались разъезды для встречных экипажей.
7. Гостиница «Европа» (Невский пр., 36)
Называемая сегодня «Европейской» – одна из самых фешенебельных гостиниц в городе. Такой она была всегда. На месте сгоревшей в 1871 г. гостиницы «Россия» по проекту архитектора Фонтана, все дома по левой стороне Михайловской улицы были перестроены в пышных формах эклектики. Уже в начале XXвека внутри гостиницы «Европа» появился огромный ресторан, а еще позже архитектор Ф. Лидваль надстроил ресторан «Крыша».
В фешенебельных номерах «Европейской» жили Чайковский, Тургенев, Айвазовский, Маяковский, Горький, Герберт Уэллс, Бернард Шоу. В отеле любили останавливаться и музыканты: Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Дунаевский. Это не случайно – напротив, на другой стороне Михайловской улицы, – Большой зал филармонии. Ресторан «Крыша» – традиционное место отдыха музыкантов после концертов – их труд всегда хорошо оплачивался.
Важная деталь: на Михайловской улице (ныне – улица Бродского), которая примыкает к Невскому видна конечная остановка трамвая. Отсюда трамвайные маршруты уходили к Петропавловской крепости и к Смольному собору
8. Дом Вавельберга (Невский пр, 7-9)
В начале XX века сдвоенный участок №№7-9 приобрел купец Михаил Вавельберг. Он распорядился снести стоявшие здесь строения и заказал здание для основанного его дедом в Варшаве банкирского дома «Г. Вавельберг». Здесь помимо офиса самого банка должны были разместиться конторы, магазины и квартиры. Говорят, что, принимая работу, немногословный Вавельберг долго бродил по свежеоштукатуренным комнатам и нашел только один недостаток – таблички на входных дверях: «Толкать от себя». «Это не мой принцип, – сказал заказчик. – Переделайте на «Тянуть к себе».
Важная деталь: Если раскрасить его мрачноватый фасад из натурального серого гранита – то он вполне сошел бы за веницианский палаццо. Это неудивительно – «Дом Вавельберга» создавался в стиле неоренессанса модным питерским архитектором Михаилом Перетятковичем.
9. Казанский собор
Павел I относительно облика будущего храма, который должен был стать кафедральным (то есть главным собором столицы), распорядился, чтобы он напоминал Собор Святого Петра в Ватикане. Начатый в 1801 году, Казанский собор по проекту Андрея Воронихина был в целом достроен много лет спустя, уже после смерти Павла I в 1811 году. Храм невольно стал памятникам победе в Отечественной войне 12-го года. Через год после окончания войны в соборе был захоронен фельдмаршал Кутузов, умерший в прусском городе Бунцлау. В 1837 г. по проекту скульптора Орловского на площади появились статуи полководцев Кутузова и Барклая-де-Толли.
Важная деталь: перед фасадом собора – площадь, а не сквер, как сейчас. Возможно, так сохранялась память о Церкви Рождества Богородицы, стоявшей на месте современного фонтана и снесенной для строительства собора.
10. Екатерининский институт (наб. Фонтанки, 36)
Это желтое здание со стройными колоннами протянулось вдоль набережной реки Фонтанки.
В 1711 г. Пётр I для своей трёхлетней дочери Анны приказал возвести на этом месте дворец. Двухэтажное здание было построено, но долгое время в нём никто не жил. Имя архитектора дворца неизвестно, предполагают, что это был итальянец и дворец назывался Итальянским.
В 1796 г. в здании Итальянского дворца разместили военно-сиротский дом. А уже в 1800 г. Павел I подарил дворец новому женскому учебному заведению. Но здание оказалось непригодным, ветхим, его решили снести.
В 1804-1807 годах по проекту Джакомо Кваренги был возведён новый дом, который сохранился до наших дней. Построенный здесь институт, назвали орденом Святой Екатерины. Сюда принимали девушек из незнатных и небогатых дворянских семей. Более обеспеченных представительниц женского пола принимали в Смольный институт.
Важная деталь: В левом флигеле здания видна небольшая башенка – в институте была устроена церковь, освящённая в честь Святой Екатерины. В помещении институтской церкви сегодня находится концертный зал.
Продолжение прогулки во времени и пространстве читайте здесь.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL
Спасибо!