В Греции в 20 км от Афин есть небольшой городок Лепсина. А когда-то , три тысячи лет назад это был великий Элевсин, центр знаменитых элевсинских мистерий. Всё началось тогда, когда влюблённый бог подземного царства смерти Аид похитил Персефону, дочь Деметры. Богиня, потерявшая дочь, не могла найти её и пришла в отчаяние. Приняв облик старухи-служанки, она безостановочно бродила по земле. В городе Элевсине она споткнулась о камень у колодца. И, упав на камень, стала изливать свою скорбь. Этот камень с тех пор так и зовут: Камень скорби. Здесь её увидели пришедшие за водой дочери местного царя Келея. Охваченные сочувствием к страдающей женщине , они привели её к себе во дворец. Но когда гостья входила в двери дворца, она нечаянно задела головой притолоку. И по всем комнатам дворца пролетело сияние. Царица Метанира, увидев это, доверила новой служанке уход за своим собственным младенцем Демофонтом. Каково же было её удивление, когда через несколько дней её младенец повзрослел на год.
Она стала подсматривать за своей служанкой и пришла в ужас от увиденного. Служанка заворачивала ребёнка в пелёнки и клала в растопленную печь прямо в огонь. По одной версии мифа вопли матери отвлекли богиню и ребёнок сгорел. Служанке пришлось открыться, объявить, что она богиня Деметра и хотела сделать таким образом ребёнка бессмертным. И во искупление этой нечаянной смерти она сделает бессмертным старшего сына Келея и Метаниры - Триптолема, а так же научит жителей Элевсина новому ремеслу - землепашеству.
По другой версии мифа никаких сгоревших младенцев не было. Процедуру обретения бессмертия она проделывала со старшим братом Демофонта Триптолемом, была застигнута за этим занятием самим царём Келеем, и новым ремеслом одарила в знак примирения с возмущённым отцом.
Античная керамика донесла до нас разнообразные изображения того, как Деметра отправляет в мир колесницы с Триптолемом, вручая ему стебель с колосом пшеницы. Довольно часто пшеницу вручает не сама Деметра, а Персефона.
Возникает мистический цикл. Зерно в колосе - это итог жизни растения. Прорастание зерна - это смерть зерна, но и начало новой жизни, жизни растения. Эту диалектическую закономерность единства и противоположности жизни и смерти несёт в себе и Персефона, то появляясь как богиня расцветающей жизни, то оказываясь царицей подземного мира смерти. Но около двух тысяч лет до нашей эры сложился полный тайн культ элевсинских мистерий. Дважды в год, весной на Малых и осенью на Великих Мистериях после ритуальных омовений и окроплений выдвигалась утром из Афин процессия мистов (посвящаемых), чтобы за день пройти 22 километра началу обряда плодородия в Элевсине. В чём состоял обряд неизвестно. Сначала жрецы сурово соблюдали тайну, позднее они сами об этом забыли.
Элевсинские мистерии почитались во всём античном мире. Они были запрещены императором Феодосием I в 392 году, поскольку языческие празднества оскорбляли чувства верующих христиан. Первые шаги в землепашестве Триптолем делал в окрестностях Элевсина и Афин. Но скоро ему стало здесь тесно.
Триптолем начал странствовать на волшебной колеснице, в которую были запряжены два дракона и медным плугом вспахивать землю и засевая её пшеничными зёрнами. Не везде его встречали гостеприимно. Пользоваться плодами земли, в том числе и зерном, люди стали давно. И злаковые растения, распространяющиеся самосевом, были тоже всегда. Новым в деятельности Триптолема было само землепашество, вспарывание земли плугом.. Именно это многие воспринимали как святотатство. Например, царь скифов Линк встретил его внешне гостеприимно, но ночью прокрался в опочивальню с кинжалом, чтобы зарезать гостя. За что и был превращён Деметрой в рысь.
А затем на многие столетия землепашество станет главной формой обеспечения жизни на этой планете.