И все -таки Ава - терапия.
Около пяти лет я в своей практики применяю АВА- терапию .Хочу сказать , что начинала без нее . Поэтому мне есть с чем сравнить.
Почему же все таки АВА?
На сегодняшний день эффективным , и , что особенно важно, научно доказанным методом коррекции и обучения детей и взрослых с ментальными нарушениями является ПАП ( прикладной поведенческий анализ).Суть метода , если коротко, в следующем: ребенку дается инструкция, далее следует его реакция, а потом происходит последствие. Именно последствие определяет дальнейшую судьбу поведения - уйдет оно или закрепиться.Если ребенок правильно выполнил инструкцию ,то последствие должно быть приятным , если нет , то и последствие соответствующее.
Еще один важный момент . Последствие должно быть немедленным, чтобы ребенок понял , за что , образно говоря ,получил "конфетку".
Сначала , конечно , такая коммуникация между взрослым и ребенком напоминает дрессировку.Я и сама так думала.Многих родителей , которые уже испробовали все и , практически были загнанны в угол , это не останавливало . Особенно , когда они видели результаты , которых невозможно дождаться без применения протоколов АВА. Хоть что , лишь бы помогло. Но , к сожалению, многие родители , отказывались от этой методики, считая , что работать за"конфетку" неприемлемо. Хотя сами , ходят на работу , например ,тоже за "поощрение".Пусть и банальный довод , но это так.А маленькому ребенку тем более неинтересно выполнять наши , хоть и самые легкие инструкции. Он попросту не видит смысла в хлопанье , топанье,вставание по просьбе взрослого , зачем то еще нести ему нужно предмет какой - нибудь .А у малыша, между тем, есть свои интересы! Куда приятнее смотреть на вращающиеся колесики , трясти ручками или слюнявить пальчики . Поэтому и приходиться мотивировать ребенка на новые "подвиги", чтобы когда -нибудь , оторвать его от колесика, научить катать машинку , и получать удовольствие от игры.
Специалисты: логопеды , дефектологи ,тоже не хотят применять поощрения . Что -то мешает им порадовать малыша вкусняшкой или игрушкой за старание. Не знаю , что именно. Но какая -то причина есть.
Хотя сами хвалят ребенка , называя его умницей и молодцом в случае успеха, а при неудачах помогают и поддерживают. Вот тебе и АВА-терапия в действии ! И доходят до нее родители и педагоги иногда интуитивно .
Что касается дрессировки.
Как я понимаю этот вопрос. Обучение по программе АВА предполагает , прежде всего, развитие имитации. Один показывает , другой повторяет.
С трудом представляю себе дрессировщика , который будет вставать "на задние лапки" и махать передними или прыгать в горящий обруч . Почему -то вспомнила эпизод , когда маленького Маугли учили передвигаться на четырех "лапах" и рычать . Да еще учителя из другого биологического вида. Вот как это процесс назвать ?
Видимо , различия все- таки имеются.
И сейчас я с горечью вспоминаю тех деток , чьих родителей я не сумела убедить в необходимости выбрать именно это путь коррекции.Хотя в некоторых случаях дети давали заметную динамику.
И в конце своей статьи, я все - таки хотела бы обратиться к родителям , прежде всего . Сейчас , на самом деле , есть больше возможности в коррекции , пусть даже самых тяжелых случаев.И прежде , чем отказаться от АВА - терапиии, подумайте ! Я сейчас говорю именно как специалист , который прошел определенный профессиональный путь , человек , который видел результаты от разных коррекционных программ!.Пообщайтесь с другими родителями , посмотрите форумы , видео. Только АВА дает результаты , только АВА !Именно в поведенческом подходе коррекции учитываются особенности мышления ребенка с тем же аутизмом и другими нарушениями развития , индивидуальные особенности . Все протоколы продумываются и расписываются до мелочей , вплоть до секунд ! Но если вы решились , имейте ввиду ,что от шести месяцев до года уйдет на лично вашу адаптацию.Я уверяю вас с полной ответственностью , потому что не раз наблюдала этот процесс, если не отступитесь , то результат превзойдет ожидания. Тем более , что дети больше берут от родителей информации. И часто родители просто чудеса творят свой работой ! Это правда.
Поэтому , изучайте литературу , обучайтесь и помогайте своим детям качественно!
Успехов вам и здоровья!