Картины нидерландского художника-живописца, мастера бытовой живописи и жанрового портрета Яна Вермеера (1632-1675) всегда полны тайн и загадок. На первый взгляд его полотна представляют собой незамысловатые бытовые картинки, а ведь сколько всего в них сокрыто. Поэтому и рассматривать их можно долго, и размышлять над ними много.
Это утверждение относится и к картине Яна Вермеера "Бокал вина", ныне хранящейся в Берлинской картинной галерее.
Картина, размером 66.3 × 76.5 см, написана примерно в 1660 году еще молодым, начинающим художником. Как отметил американский историк искусств Вальтер Лидтке, её "можно считать одной из первых полностью зрелых работ Вермеера".
И в ней уже можно увидеть характерные детали, которые будут присутствовать и в дальнейших работах живописца.
Обычно свои "истории" он показывал в части комнаты, находящейся около окна. Именно от него идет освещение. Перспективу картин усиливал с помощью изображения пола, покрытого шашечным узором. И, конечно, его знаменитые скатерти, которые сами являются отдельным предметом искусства.
Что же мы видим на картине "Бокал вина"? Часть комнаты, в которой находится стол, лавка, два стула и картина на стене.
На одном из стульев сидит девушка.
Судя по одежде (платье кораллового цвета расшитое золотой лентой), девушка из богатой семьи. На голове её белый чепец, как символ благопристойности и порядочности.
Но вот только занята она совсем не благопристойным делом. В руках у неё бокал. И бокал уже пуст.
Рядом стоит молодой мужчина, готовый подлить девушке вина из кувшина.
То, что они занимаются не совсем хорошим делом, Ян Вермеер показал изображением их глаз.
Обращает на себя внимание, что глаза мужчины скрыты тенью шляпы, а а глаз девушки не видно из-под бокала. Им есть что скрывать.
Что же здесь происходит? Вермеер не указал явных намеков на действие. А вот неявных хватает.
На втором стуле лежит музыкальный инструмент.
А на картинах времен Вермеера музыкальные инструменты выступали как символ соблазнения. Это дает предположение, что мужчина желает напоить девушку, а затем соблазнить её. Разве так поступают джентльмены?
И Вермеер, как художник, пытается предостеречь неопытных девушек от таких кавалеров.
Рядом с музыкальным инструментом лежат ноты. И они смяты.
Они расшифровывались как недостижимость счастья и гармонии между влюбленными.
О том, что результат этой встречи молодых людей скорее всего будет трагическим, говорит и картина на стене. Мрачная и тревожная.
К сожалению, она такая темная, что трудно её рассмотреть. Даже осветление ничего не дало.
С трудом можно разглядеть, что это пейзаж с маленьким домиком, затерянным в лесу.
Стоит и обратить внимание и на витраж на окне.
На витраже изображена женщина с уздечкой в руке, как атрибутом умеренности.
Витраж расположен как раз напротив девушки, пьющей вино. Он словно призывает её обрести разумность и вернуться к праведной жизни.