Найти в Дзене

Если вдруг учитель решил перейти в онлайн-репетиторы…

Проведение уроков онлайн требует пересмотра большинства инструментов учителя
Проведение уроков онлайн требует пересмотра большинства инструментов учителя

Из-за неблагоприятной обстановки в школах и некотором, пусть даже сложном опыте ведения дистанционных уроков, полагаю, многие учителя стали задумываться – “Не перейти ли мне на практику своих, частных онлайн уроков?” Это было бы логично и более разумно, чем просто разрыв и уход из школы.

С подобной задачей я столкнулся ещё три года назад, когда возникла необходимость в переезде в другой, более крупный город из нашего маленького городка. Очень не хотелось терять учеников. Моё предложение онлайн уроков родители встретили по большей части негативно. Только после самого переезда со мной связалась бабушка одной моей ученицы, и мы договорились о первых скайп-занятиях.

Сразу возникло масса вопросов по организации урока. Привык, во-первых, к постоянному взаимодействию с учеником, к тому, что я вижу глаза, мимику, да, элементарно тетрадь ученика.

Во-вторых, у меня масса упражнений, игр для очень подвижных детей, эдаких маленьких непосед – мы и зарядку вместе делали, и песни пели.

Рисунок моей самой младшей онлайн ученицы Элизы, 6 лет
Рисунок моей самой младшей онлайн ученицы Элизы, 6 лет

Для всего этого нужно было искать какие-то новые инструменты. Многие моменты доходили не сразу, с некоторыми направлениями и техниками пришлось вовсе расстаться. Так, например, качество связи практически свело на нет совместное пение песен на английском языке. То есть работа с музыкой у меня так и осталась не отработанной.

Целый год у меня была только одна ученица. Мы прошли через самые разные условия работы. Три месяца мне довелось жить на тропическом острове, за экватором, где связь была совсем слабенькая, и пришлось снова менять инструментарий. Моя стойкая ученица, помнится, как-то пошутила: “Александр Николаевич, а у нас будет урок в самолёте?

Проводил онлайн уроки из самых разных локаций - разнообразие окружения нередко создавало особую атмосферу на наших занятиях
Проводил онлайн уроки из самых разных локаций - разнообразие окружения нередко создавало особую атмосферу на наших занятиях

Когда через год я вернулся в родной городок, то родители сами стали предлагать мне проводить онлайн-занятия. В прошлом году в моей онлайн группе занималось уже 5 учеников. При этом я снова отправился в путешествие и жил в весьма отдалённых уголках нашей планеты. Правда, старался не забираться на острова, т.к. там со связью бывают и вовсе тяжелые случаи. Но уроки из Таиланда, Лаоса, Вьетнама шли на “ура”. Представляете, как интересно было детям. Я показывал им “живьём” улицы далёких городов, диковинные вещи и фрукты. Они могли спросить, что угодно о той или иной стране, культуре. Даже в нашей стране – многим ли удавалось побывать во Владивостоке? А у нас были уроки из Владивостока.

Доводилось проводить уроки из самых удалённых точек нашей страны - например, из Владивостока
Доводилось проводить уроки из самых удалённых точек нашей страны - например, из Владивостока

Большинство уроков провожу через скайп, но он есть не у всех, и не все его любят. Сейчас видео-чаты есть в любой социальной сети. С одним из учеников у нас, например, уроки проводятся в фейсбуке. С другим – в Zoom.

Во время урока стараюсь “максимально держать контакт”, т.е. должен постоянно идти обмен – интерактивность, никаких “лекций” – сказал что-то новое, привёл пример, сразу прошу привести ученика свой пример или ставлю задачу. То есть в идеале большую часть времени говорить, писать, действовать должен ученик.

Даже текстовая информация, представленная в виде изображения, например, знака имеет намного больше приемуществ на онлайн-занятиях
Даже текстовая информация, представленная в виде изображения, например, знака имеет намного больше приемуществ на онлайн-занятиях

Важную часть в онлайн занимает видео-ряд, изображения. Это тоже не сразу пришло. Компьютер во многом – это картинка. Интернет – океан изображений, такие возможности по иллюстрированию той или иной идеи не всегда можно организовать офф-лайн. Отсюда же происходят новые версии наших игровых упражнений.

Если замечаю, что ученик отвлекается или где-то теряет контакт, либо стараюсь перевести его “отвлечение” в конструктивное русло, либо провожу нечто необычное, например, мини-зарядку на английском. Хорошо иметь в запасе несколько таких инструментов, приёмов.

Конечно, при прочих равных условиях, если есть возможность провести занятие вне компьютера, выбираю такой вариант. Здесь есть масса своих преимуществ, которые мы уже обсуждали на нашем канале. Для некоторых детей онлайн занятия совершенно не подходят. Это предполагает и большую усидчивость, и достаточно длительную фокусировку на одном предмете, и ряд других особенностей.

Онлайн-уроки имеют массу особенностей - они подходят и не всем детям, и не всем учителям, но попробовать свои силы стоит...
Онлайн-уроки имеют массу особенностей - они подходят и не всем детям, и не всем учителям, но попробовать свои силы стоит...

Буду рад, если в комментариях кто-то поделится своим опытом проведения онлайн-уроков. Спасибо за внимание.