Найти тему
Бурмистр.ру

Как не потерять все дома, а заодно и лицензию на управление

Иногда, а в последнее время даже не иногда, а достаточно часто, в жизни управляющих организаций возникает такая крайне неприятная ситуация как исключение из реестра лицензий субъекта РФ сведений обо всех многоквартирных домах, которыми управляет лицензиат.

Происходит это в том случае, если управляющей организации и (или) ее должностному лицу было выдано предписание об устранении нарушений одного или нескольких лицензионных требований, предусмотренных пунктами 1-5 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ и такое предписание не было исполнено или было исполнено ненадлежащим образом, за что суд назначил административное наказание в течение 12 месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора такого предписания.

Конечно, при возникновении подобной ситуации у управляющей организации возникает вопрос о наличии вариантов правомерного продолжения деятельности по управлению многоквартирными домами, в т.ч. о возможности принятия собственниками помещений решения, предусмотренного ч.7 ст. 198 ЖК РФ, о продолжении осуществления управляющей организации такой деятельности в отношении их многоквартирных домов.

Давайте разберемся, может ли быть принято такое решение или какое-либо иное решение, позволяющее той же управляющей организации (лишившейся всех домов в «лицензии») и далее управлять многоквартирными домами в случае исключения сведений о них из реестра лицензий.

Напомним, что к лицензионным требованиям, за неисполнение предписания об устранении нарушений которых все многоквартирные дома исключаются из реестра лицензий, относятся следующие (назовем кратко суть лицензионного требования, а его полную легальную  формулировку можно посмотреть в самих положениях пунктов 1-5 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ):

1. регистрация управляющей организации (далее также УО) на территории Российской Федерации;

  • отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования управляющей организации с другой УО, право на управление многоквартирными домами у которой возникло ранее;

2. наличие у должностного лица (руководителя) управляющей организации квалификационного аттестата;

3. отсутствие у должностного лица управляющей организации неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4. отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

5. отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии.

Как показала практика, наиболее частыми нарушениями из указанных лицензионных требований являются тождественные (сходные до степени смешения) фирменные наименования управляющих организаций, а также отсутствие квалификационного аттестата у руководителя управляющей организации).

В том случае, если органом государственного жилищного надзора выявлено нарушение любого из перечисленных в п.п. 1-5 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ лицензионных требований и предписание о его устранении не выполнено управляющей организацией в срок, указанный в таком предписании, суд назначает административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания.

Это является основанием для применения нормы ч.5.1. ст. 198 ЖК РФ, в которой указано следующее: «В случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания об устранении нарушений одного или нескольких лицензионных требований, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 статьи 193 настоящего Кодекса, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению».

Обращаем внимание, что в настоящее время приведенная норма действует в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который исключил возможность принятия собственниками помещений решения о продолжении управления многоквартирным домом лицензиатом в том случае, если органом государственного жилищного надзора принято решение об исключении из реестра лицензий сведений обо всех многоквартирных домах, находящихся в управлении такого лицензиата, при наличии оснований, установленных ч. 5.1. ст. 198 ЖК РФ.

Ранее действующая редакция ч. 5.1. ст. 198 ЖК РФ (до внесения в нее изменений Законом №485-ФЗ) позволяла собственникам помещений принять решение о сохранении управления многоквартирным домом управляющей организацией, в отношении которой имелись основания для исключения сведений из реестра лицензий обо всех многоквартирных домах, находящихся у нее в управлении.

Так, ранее действующая редакция ч. 5.1. ст. 198 ЖК РФ до внесения в нее изменений Законом №485-ФЗ выглядела следующим образом: «В случае, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение выданного органом государственного жилищного надзора предписания об устранении нарушений лицензионных требований, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 статьи 193 настоящего Кодекса, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению, за исключением случая принятия решения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи».

В действующей в настоящее время редакции ч. 5.1. ст. 198 ЖК РФ отсутствует ссылка на ч. 7 ст. 198 ЖК РФ, согласно которой собственники вправе принять на своем общем собрании решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению их многоквартирным домом.

Следовательно, в случае, когда орган государственного жилищного надзора при наличии оснований, указанных в ч. 5.1. ст. 198 ЖК РФ принимает решение  исключить из реестра лицензий субъекта сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению, у собственников помещений в многоквартирном доме, сведения о котором исключаются из реестра лицензий, отсутствуют правовые основания путем принятия решения, предусмотренного ч. 7 ст. 198 ЖК РФ, сохранить управление многоквартирным домом той управляющей организацией, в отношении которой принято соответствующее решение надзорным органом.

Более того, перед управляющей организацией в этом случае встает реальная угроза потерять лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, поскольку исключение сведений обо всех многоквартирных домах из реестра лицензий субъекта РФ является поводом для аннулирования лицензии.

Согласно ч. 1 ст. 199 ЖК РФ, лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.

В ч. 2 ст. 199 ЖК РФ указано, что основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, указанным в частях 5 - 5.4 ст. 198 ЖК РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Т.е. в том случае, если в отношении управляющей организации было принято решение об исключении сведений обо всех многоквартирных домах, у ГЖИ есть основание для обращения в суд.

А вот примет ли суд решение об аннулировании лицензии на основании поступившего от ГЖИ заявления, заранее неизвестно, поскольку, как неоднократно было отмечено судами, часть 2 статьи 199 ЖК РФ не устанавливает безусловной обязанности суда или лицензионной комиссии при наличии приведенных в ней оснований принять решение об аннулировании лицензии.

Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности.

В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.

Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

Такой подход к вопросу аннулирования лицензии достаточно широко применяется судами при рассмотрении дел по заявлениям лицензионных комиссий об аннулировании лицензии управляющей организации. В тех случаях, когда в наличии имеются только формальные основания для аннулирования лицензии, суд зачастую считает, что этого недостаточно для удовлетворения заявленного ГЖИ требования  об аннулировании лицензии и отказывает ГЖИ (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 25.03.2020 N 305-ЭС19-26163 по делу N А41-99891/2018, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.04.2019 N Ф10-1114/2019 по делу N А64-2360/2018,  Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.10.2019 N Ф06-51875/2019).

С учетом изложенного, мы приходим к выводу, что лицензия может быть и не аннулирована судом в том случае, если имеются только формальные основания для ее аннулирования (наличие неисполненного управляющей организацией предписания и назначенного за это административного наказания), а фактические обстоятельства конкретного дела свидетельствуют о возможности сохранения действия лицензии управляющей организации.

Помочь суду принять «правильное» решение об отказе в удовлетворении требований органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии управляющей организации, а также помочь самой управляющей организации и далее осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами, сведения о которых исключены из реестра лицензий, может, как ни странно, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

И это должно быть не решение, предусмотренное ч. 7 ст. 198 ЖК РФ, о продолжении осуществления управляющей организацией деятельности по управлению многоквартирным домом, а следующие решения:

Продолжение следует…

Компания «Бурмистр.ру» принимает заявки на участие в VI Слете по управлению МКД. Вся необходимая информация тут.