В тренингах по В2В продажам есть несколько моделей, которые используются практически всеми. Одна из таких моделей – выделение отдельной категории: ЛПР (лиц, принимающих решения), иногда добавляется еще одна категория ЛВПР (лица, влияющие на принятие решений). Т.е. предполагается, что не все сотрудники в компании равны – есть те, значимость которых в отношении нашего предложения выше, чем других. Но определение, что такое ЛПР могут различаться.
Соответственно, основа В2В продаж это поиск ЛПР в организации, их изучение и продажа нашего предложения им. Если этого не делать, то продажа превращается для нас в закрытый черный ящик – мы отправили предложение, а потом пришел ответ, либо положительный, либо отрицательный, либо чаще - никакого и мы даже не понимаем, что нам нужно изменить в нашем предложении, чтобы оно прошло. Общим местом является подстройка нашего предложения под критерии тех людей, которые будут принимать решения по нашему предложению. Несколько важных моментов по выбору и работе с ЛПР и ЛВПР:
- ЛПР не всегда самый большой начальник, вполне возможно, что значимые решения по нашему вопросу принимает простой менеджер на основе четкой инструкции и прописанных критериев и тогда наш ЛПР это именно он (а еще точнее это инструкция – которую и нужно изучать для подготовки качественного предложения), хотя конечно есть соблазн выйти на шефа и решить вопрос «по-братски» в обход этой инструкции (что, кстати, иногда вполне себе удается).
- Иногда ЛПР несколько и отсев конкурентных предложений проходит ступенчато, и тогда работать нужно со всей цепочкой, иначе есть риск что наше предложение просто не дойдет до нужного человека, на которого оно рассчитано, будучи «убито» на предыдущих стадиях.
- Работа с ЛПР это работа с его лояльностью. Всегда стоит помнить, что по умолчанию лояльность сотрудника своей структуре выше, чем его лояльность вам, а работа по завоеванию его лояльности это длительный и непростой процесс. Деньги в этом процессе могут играть значимую роль, но не должны являться основой.
Для сбора информации об ЛПР я обычно предлагаю такую структуру:
- Личная история ЛПР. Все что касается значимых особенностей прошлого и настоящего ЛПР. Знание личной истории помогает лучше понимать ЛПР, лучше устанавливать контакт на основе общности или принадлежности к одной группе (бывших спортсменов, болельщиков одной команды, родителей, выпускников одного ВУЗа и т.д.)
- Мотивы и потребности ЛПР. Что ЛПР хочет? Включает профессиональные и личные аспекты. Именно на основе этого пункта формируется личная и организационная лояльность. Если в ходе коммуникаций мы даем (или обещаем дать) то, в чем состоит потребность, то это основа для длительных взаимоотношений.
- Критерии принятия решений ЛПР. Как ЛПР принимает решения? Через какие когнитивные фильтры пропускает информацию, как устроен его внутренний механизм принятия решений, на чем фиксируется его внимание, какой линейкой он будет измерять наше предложение. Для сбора информации по данному пункту очень помогает тренированный навык распознавания метапрограмм человека.
- Границы полномочий ЛПР. Какие решения данный ЛПР может принять сам, а на что ему требуются согласования и разрешения? На решение каких вопросов он способен повлиять при наличии заинтересованности.
Ну и конечно никакой сбор информации и ее анализ не имеет смыла, если не приводит к изменениям в действиях по итогам этого анализа. Т.е. если нет ответа на вопрос – зная все это, что я буду делать по-другому.
Продажи В2В. От звонка до сделки. - Ключевой корпоративный тренинг по B2B продажам, позволяющий провести диагностику отдела продаж, оценку уровня компетенций менеджеров по продажам и начать регулярный процесс обучения в компании.
КЛЮЧЕВЫЕ КЛИЕНТЫ. - Тренинг о том, как выстраивать системные продажи ключевым клиентам, как развивать взаимовыгодные отношения и повышать лояльность наших клиентов, как сделать так, чтобы отношения продолжались даже при смене контактных лиц у нашего ключевого клиента.