К острову Верхотурова мы шли затаив дыхание. Его крутые скалы стали домом для тысяч птиц, а прибрежные камни - для ларг, акиб, лахтаков и сивучей.
Во времена, когда здесь было самое южное в мире лежбище моржей. за ними наблюдал наш капитан - Андрей Семёнов. В одиночку он прожил на острове столько времени, что коллеги стали называть Андрея «комендантом» острова Верхотурова. Андрей рассказывал о моржах, о постройке избушки, о белом медведе, жившем однажды по-соседству, о загадочных следах на берегу…
Не удивительно , что на берег мы вступили с ожиданием чуда и не разочаровались! Мы попали в уголок затерянного мира со своей особой историей.
Остров совсем небольшой: в длину он вытянут на четыре километра, а его ширина в самом узком месте около полутора километров. В сущности, это большая скала, поднимающаяся из моря. Побережье острова почти везде не пригодно для высадки. Есть только одна бухточка, где можно причалить в хорошую погоду .
Рядом с нами гомонил птичий базар, а с камней время от времени доносились звуки перебранки тюленей.
Медведи сюда попадают крайне редко. Когда то самым крупным наземным хищником на острове был песец, а сейчас — лиса. Поэтому гулять по Верхотурова можно без опаски.
Остров известен русским морякам еще с 17 века. Тогда на нем было временное корякское поселение. Коряки называли остров Чачамэ (бабушка). Свое современное название остров получил с 1705 года, когда приказчик Федор Протопопов по прозвищу Верхотуров с целью сбора ясака напал на коряков. Коряки дали жесткий отпор и Верхотуров был убит. После коряков, в 30-х годах прошлого столетия, на Верхотурова жила семья зверобоев из села Шкотово. В единственной могиле на острове похоронен отец семейства Комаровых. Больше постоянно живущих на людей здесь не было.
Домик, который вы видите на фотографии, в конце XX века построили работники госпромхоза «Карагинский», охранявшие шеститысячное лежбище моржей.
Доски для домика принес на это место Андрей Семенов, но сразу уехал по работе.
Вокруг домика мягкий ковер из цветущей тундры.
Если идти дальше то попадешь к текущему по распадку ручью с холодной кристально чистой водой.
В конце пути ручей образует озерцо, где принимают ванну сотни чаек, опресняя крылья от морской соли.
Участок тундры сменяется кедровым стлаником, а, если спуститься к береговой террасе, попадешь на цветущий луг.
Поднимаемся дальше. Уже виден старый маяк, похожий на крепостную башню.
Внутри маяка пока еще крепкие скобы, по которым можно подняться на верх.
С самой высокой точки острова открывается вид на прибрежные рифы на которых отдыхает несколько видов тюленей.
Эх, хотелось бы остаться здесь на несколько дней, но завтра обещают усиление ветра, а наша бухта не годится для стоянки при сильном прибое. Придется идти к Камчатскому берегу…
Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравились статья — поддержите автора лайком.
Не забудьте подписаться на наш канал!
Пишите комментарии к публикации, задавайте вопросы. Рада общению с Вами!.