Антиминс (вместопрестолие, греч.) — освященный плат, на котором совершается таинство Евхаристии. В центре - сцена "Положение во гроб", в картуши на рамках вписываются необходимые сведения: название храма, в который назначен антиминс, местонахождение храма; дата освящения антиминса епископом, его имя; в царской России в нижний картуш также вписывалось имя правящего монарха.
Антиминс может быть неподвижным, когда он находится на престоле храма, и подвижным, когда на нем служат в полевых условиях, например, в армии.
Сегодня мы хотим рассказать об антиминсе начала XVIII века. Он отпечатан на куске льняного полотна. Его фигурные картуши - окна в историю России последних десятилетий XVII века и Петровской эпохи.
1. В боковых картушах значится имя архиерея, освятившего антиминс: «Священнодейство/ван Преосвящен/нымъ Аарономъ /епископомъ /Корѣльскимъ /и Ладожскимъ»
Епископ Аарон (ок.1663-1740) - в миру Афанасий Владимирович Еропкин, сын московского стольника; сам дослужился до стольника, был и на военной службе; за Крымский поход получил богатое пожалование. Его карьера оборвалась в 1689 г., после падения царевны Софьи: он симпатизировал партии Милославских, к которым со стороны матери принадлежала опальная царевна. А.В.Еропкин скрылся в Нилову Столобенскую пустынь, был пострижен там в 1691 году и наречен Аароном.
Однако и в монашестве он остался, по-видимому, человеком деятельным, распорядительным: его заметил митрополит Новгородский Иов. С 1700 г. Аарон начальствовал несколькими новгородскими монастырями, а с 1714 г. Иов ставит его своим викарием, епископом Корельским и Ладожским. В этом сане Аарон пребывал до 1720-х гг., затем был отпущен в Нилову пустынь, где и скончался в 1740 г., оставив 30 рублей денег и суконную рясу «на клобуки братии».
2. На боковых картушах ниже значится место, в которое определен антиминс «...имѣет власть /священнодѣйство/вати во храмѣ /святыхъ верховныхъ /апостоловъ Петра/ и Павла что /в наполном /Ренцелевомъ /полку»
Однако на нижнем картуше вписано другое: «положенiем собора Iсаакiя Далматскаго...» и дата освящения: 14 октября (ст.ст) 1717 г.
Как случилось, что один антиминс был вложен в два храма?
Первая запись говорит о том, что антиминс был подвижным. "Напольный" полк значит - армейский, это полк, выдвинутый к зоне военных действий. И на антиминсе служили литургию там, где останавливался полк. Теперь нам пора рассказать об истории Саксонского Ренцелева полка. В XVIIвеке полагалось двойное название полка: первое - связанное с его историей, второе - имя командира.
Имя Саксонского этот полк завоевал кровью и лишениями. По союзному договору с Саксонией Петр I обязался послать курфюрсту Августу II"помощный корпус" против шведов. К началу 1706 г. он составлял шесть тысяч солдат. В феврале 1706 г. в сражении под Фрауштадтом войско курфюрста было разгромлено, шведы взяли много пленных, часть их, по-видимому, наемники, перешла служить победителям; русские сопротивлялись упорнее всех, и их ждала бойня, которую учинил генерал Реншильд. Из окружения вырвались около двух тысяч солдат, с горсткой офицеров. Среди тех, кто остался верен царской присяге, был подполковник Самуил фон Ренцель (?-1710)
Немецкий офицер, служил разным государям, в том числе французскому королю; источники именуют его "де Ренцель" - видимо, его патент на чин был составлен на французском языке. Ренцель принял решение выходить на соединение с русским корпусом в Люблине. Он справедливо опасался предательства саксонцев и повел русский отряд кружным путем через "цесарские" и польские земли - вероятно, по соседним с Саксонией областям Чехии и Польши.
Поход длился 16 месяцев, в жару и в стужу; солдаты гибли, не получая ниоткуда помощи. Ренцелю удалось сохранить живыми 1300 человек, он привел их в Люблин в июне 1707 г.
Эти солдаты составили ядро нового Саксонского Ренцелева полка. Сам Ренцель, уже в чине генерал-майора, участвовал в Полтавской битве, последняя его баталия - осада Риги (1710 г.)
В 1717 г. антиминс полкового храма был передан в Исаакиевский собор: это был первый деревянный храм на территории Адмиралтейства, переоборудованный в 1710 г. из старого "чертежного амбара", где проектировали корабли. Возможно, пока Саксонский полк квартировал в Петербурге, был упразднен сам походный храм.
Так небольшой льняной плат, предназначенный для совершения бескровной жертвы на алтаре, вобрал в себя свидетельства бурных драматических событий русской истории.