.
Это – небольшое вступление, которое может показаться немного скучным, но без которого (по моему опыту) некоторые вещи, о которых я планирую написать в на своём канале, могут показаться немного непонятными. Если вы представляете, как работает современная финансовая система, что такое «единороги», «облигации» и «капитализация» - можете смело его пропускать, ничего нового я не расскажу.
Вообще, что является критерием успеха компании? Самый очевидный ответ – прибыльность. Чем больше прибыль компании, тем больше (с оговорками) дивидендов она заплатит своим акционерам. Тем она стабильнее, а значит с большей вероятностью сможет расплатиться по долгам и, например, выпустить облигации под меньшую ставку.
Сейчас же во многих случаях генерируемая прибыль отошла на второй план – теперь гораздо важнее, сколько компания стоит – то есть её капитализация. По большому счету не так важно, сколько у вас заводов и пароходов, важно другое – верит ли рынок в ваш успех. Как вообще оценить реальную стоимость той или иной компании? Есть два принципиально разных способа, и оба по-своему правильные.
Первый способ чисто бухгалтерский – грубо говоря, вы складываете все активы компании, вычитаете её пассивы (upd - liabilities, т.е. обязательства), и получаете приблизительную оценку. В чем главная проблема такого способа? Он не учитывает очень многие важные вещи – например, ценность созданных компанией технологий. Ну, то есть учитывает – но только после того, как эти технологии будут кому-то проданы, иногда вместе с самой компанией. В общем, этот способ исключительно консервативен в том, что касается нематериальных активов – стоимости бренда компании, её репутации, синергетического эффекта от покупки других компаний (так называемый гудвилл), рыночной стоимости созданных ей интеллектуальных продуктов, и так далее.
Второй способ – оценка через рыночную капитализацию. То есть вы просто смотрите, сколько стоят акции компании на рынке. Есть даже такой индикатор, «market-to-book», отношение рыночной стоимости к бухгалтерской. Для понимания того, как это работает – представим себе, что небольшая фармацевтическая компания создала лекарство от рака и запатентовала его. Как вы думаете, сколько будут стоить акции такой компании? Много. А сколько будут стоить активы? Вероятно, гораздо меньше. Здесь же кроется и главная проблема такого подхода – а что, если компания всего лишь сумела убедить мир в том, что она на пороге революционного открытия?
Бывает, что целые сектора экономики дорожают во много раз на основе ожиданий рынка – кажется, что мир на пороге революции, и именно такой сектор будет во главе её. На рынке возникает пузырь – стоимость таких компаний взлетает во много раз, на волне эйфории они привлекают огромные кредиты на развитие своего «революционного бизнеса» и конкуренцию друг с другом. Собственно «бизнес ради прибыли» подменяется «бизнес-процессом ради бизнес-процесса». А потом происходит крах. Например, приблизительно по такому сценарию развивался знаменитый «пузырь доткомов» марта 2000, я обязательно напишу о нём.
А теперь вернёмся к самому первому вопросу. Что же для нас важнее – прибыльность или рост капитализации? Ответ, разумеется, звучит как depends («смотря по ситуации»). В 21 веке появился совершенно новый тип компаний – так называемых «единорогов». Существуют несколько определений таких компаний, наиболее популярное звучит как «стартап, за короткое время резко добившийся стоимости в 1 млрд долларов». Как правило, такие компании принадлежат к технологичным сферам – айти, фарма, телекоммуникационные компании, видеосервисы, и прочее. Одни из самых известных современных «единорогов» - это Uber, Airbnb или китайская Bytedance (владелец Tik-Tok).
Казалось бы, в чем проблема? «Кремниевая долина» в состоянии породить множество удивительных идей, которые сделают наш мир лучше, а нашу жизнь – проще и насыщенней. Венчурные инвесторы и бизнес-ангелы получают свои сверхприбыли, создатели компаний становятся миллионерами, а люди по всему миру смогут пользоваться плодами их трудов. Но вот проблема – а действительно ли все единороги так хороши, как о них говорят?
Если компания хороша – она приносит прибыль. Если компания высоко ценится на рынке – она МОЖЕТ принести прибыль. А может и не приносить. Главная цель «единорога» - это не эффективная операционная модель бизнеса. Это капитализация в заветный миллиард долларов. Часто – с последующей продажей компании какой-нибудь бизнес-империи. Вопрос в другом – а что стоит за этой капитализацией? Реальная бизнес-идея, новая технология, новая молекула? Или харизма создателя, сумевшего убедить миллионы людей поверить в своё детище?
История знает множество случаев, когда революционная идея в результате оказывалась ни чем иным, как гремучей смесью подделанной отчётности и красивых слов. Как мы все знаем, есть только одна оболочка, в которой хорошо работает любой код, и эта оболочка – Power Point.
Имена WeWork, Teranos или Webvan стали практически нарицательными. В этом небольшом цикле я хочу рассказать их историю – как так вообще вышло, что в светлое будущее этих компаний поверили миллионы людей и лидеры финансовых рынков? Почему вообще случились крупнейшие финансовые провалы 21-го века? Что такое MBS, CDS и как они связаны с кризисом 2008 года? Почему провалился хедж-фонд, созданный нобелевскими лауреатами в области финансов и создателями современной количественной аналитики в этой сфере?
Об этом и многом другом мы и поговорим.
Следующая статья цикла (клик)
Автор - Artem Nalivayko
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2