Уход российского транзита уже практически определен. Транспорт Прибалтики - железные дороги и порты - долгое время кормившие страну, могут стать ненужными и сильно убыточными. Такой сценарий не может устраивать наших соседей, если смотреть на перспективу хотя бы в 10 лет.
Пока не видно резких изменений в политике стран, чтобы настало потепление и произошла "перезагрузка". Однако есть вариант, план Б, когда российский транзит вернется, просто потому, что это будет выгодно. Сможет ли Латвия воспользоваться этим?
Речь идет о запуске железнодорожного маршрута Rail Baltica. Да, это очень дорогой и поэтому трудновыполнимый проект. Необходимо проложить новую дорогу, построить мосты и соответствующую инфраструктуру. Денег на это в Прибалтике все никак не могут найти, но что то постепенно начинают строить.
Так вот, допустим, что через 7-8 лет будет достроена Rail Baltica. Тогда у нас будет скоростная дорога от Таллина до Берлина. предполагаемая скорость для грузовых поездов будет в 120 км/ч, что достаточно много.
Вот и шанс для Латвии, только не для портов, а для железной дороги, но транзит он и есть транзит. Дело в том, что под Ригой дорога раздваивается на пассажирскую и грузовую колею.Последняя проходит через город Саласпилс, где есть пересечение с колеей "российского размера".
То есть при определенных условиях возможно построить некий логистический центр, где будут "переобувать" вагонные тележки или (что менее вероятно) перегружать вагоны на "европейскую" колею. Потом эти грузы будут с комфортной скоростью доставляться в Европу, без использования портов.
Есть и вариант, когда с железнодорожного транспорта будут перегружать на грузовики и так уже развозить по все Европе. Возможно и схема в обратном направлении, для доставки товаров уже в Россию.
Да, это может звучать несколько фантастично, но как мне кажется, это последний шанс для Латвии для сохранения своей экономики. Этот план "Б" с переориентацией вектора полностью на железные дороги.
Разумеется в этом плане есть одно большое НО. Надо хоть как то поддерживать отношения с Россией, иначе на законодательном уровне будут поставлена такие препоны для бизнеса, что никто не захочет вести что-то через Латвию.
Риге необходимо сбавить темпы критики Москвы и попытаться договориться. Мы все-такие не такие злые люди и можем пойти на встречу, дабы помочь. Хотя лично я бы взамен потребовал неких извинений на официальном уровне.
А потом и можно перейти к сугубо деловым отношениям - вы нам огромную скидку за провоз, мы вам грузы. По-моему не такой плохой план.