Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Основание для повторного представления проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, на ГЭЭ

Является ли нарушение сроков окончания работ по рекультивации основанием для повторного представления проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, на государственную экологическую экспертизу?

Отвечает юрист Центра Золотарь Ксения:

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - ФЗ «Об экологической экспертизе») экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно подп. 7.2, 8 ст. 11 указанного Федерального закона объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются в т.ч.:

  • проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления;
  • объект государственной экологической экспертизы, указанный в данной статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае в т.ч.:истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подп. 7.5 данной статьи, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию.

В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ «Об экологической экспертизе» заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 5 указанной статьи Федерального закона положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

При этом положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае в т.ч. истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В соответствии с п. 15 Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698) экспертная комиссия определяет в т.ч. полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую природную среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации.

Согласно п. 20 указанного Положения заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы.

Согласно п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В соответствии с п. 1 Правил проведения рекультивации и консервации земель (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800) (далее - Правила) данные Правила устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в ч. 2 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.

Согласно п.п. 3, 5 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

При этом рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Необходимо отметить, что на основании п.п. 8, 9 Правил рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

При этом технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.

Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ.

При этом согласно пп. «в» п. 14 Правил в раздел «Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель, консервации земель» включается информация в т.ч.:

  • о сроках проведения работ по рекультивации земель;
  • о планируемых сроках окончания работ по рекультивации земель.

На основании изложенного, государственная экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям.

При этом сроки проведения работ по рекультивации нарушенных земель устанавливаются проектом рекультивации.

При этом в случае нарушения сроков выполнения предусмотренных проектом рекультивации этапов (технического, биологического) уполномоченные государственные органы вправе рассматривать проект рекультивации в качестве утратившего силу.

В данном случае для продолжения осуществления рекультивации после истечения сроков, указанных в проекте рекультивации, хозяйствующий субъект обязан:

  • разработать новый проект рекультивации, предусмотрев в нем актуальные сроки выполнения этапов рекультивации;
  • направить проект рекультивации на государственную экологическую экспертизу.

Необходимо отметить, что срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы имеет правовое значение для определения срока, в течение которого хозяйствующий субъект должен начать реализацию объекта государственной экологической экспертизы.

При этом реализацией объекта государственной экологической экспертизы является начало выполнения работ в рамках проектной документации, на которую было получено заключение.

При этом началом реализации проекта рекультивации, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, является начало реализации первого этапа рекультивации.

Проектная документация реализованного объекта государственной экологической экспертизы подлежит представлению на экспертизу в случае реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию.

Таким образом, истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы (при условии, что реализация объекта государственной экологической экспертизы началась в течение указанного срока) не может являться основанием для предъявления требований о прохождении повторной государственной экологической экспертизы.

При этом в случае, если в проектной документации и (или) заключении государственной экологической экспертизы указаны сроки окончания работ по рекультивации, нарушение данных сроков может быть расценено в качестве реализации объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.