- «И подошел Авраам» (Берешит, 18:23).
- «Здесь мы находим подход к войне, к умиротворению и к молитве: все это включено в выражение “и подошел Авраам” – говорить резко, ублажать и молиться» (Раши там).
- Именно такова эта форма молитвы – пгиа: концентрация всех сил человека на определенной теме, за которую он молится, до тех пор, пока он не достигнет своей цели: что его молитва будет услышана, и его просьба будет удовлетворена.
«И подошел Авраам» (Берешит, 18:23).
«Здесь мы находим подход к войне, к умиротворению и к молитве: все это включено в выражение “и подошел Авраам” – говорить резко, ублажать и молиться» (Раши там).
Мы видим, что здесь упоминаются три способа молитвы, и один из них – это война, а именно – пгиа (упорная, настойчивая просьба). Однако форма молитвы-«войны» — это не только резкие слова, а, скорее, общая идея войны – концентрация абсолютно всех сил на том, чтобы захватить определенную позицию. Ведь на войне всегда есть четкая цель, и невозможно завоевать ее, стреляя во все стороны и не замечая, где находится место, которое нужно захватить. Так не ведут войну. Наоборот, сосредотачивают всю военную мощь на цели и так захватывают желаемое.
Именно такова эта форма молитвы – пгиа: концентрация всех сил человека на определенной теме, за которую он молится, до тех пор, пока он не достигнет своей цели: что его молитва будет услышана, и его просьба будет удовлетворена.
Это и практическая алаха, и важнейший совет каждому человеку, так поступали евреи в каждом поколении: тот, кто желал чего-либо добиться, делал желаемое жизненно важной целью, то, что в народе называют «переворачивать миры», то есть молиться очень много раз, и все – в одном и том же направлении: по поводу того, чего ему нужно добиться. Это совершенно особый вид молитвы.
Мне довелось понять это из того, что видел собственными глазами: одна пара немолодого возраста, оба – с хорошими профессиями, сделали тшуву и начали отправлять своих еще неженатых детей в религиозные учебные заведения. Они добились успеха: их сыновья стали настоящими учениками ешив, и их зять тоже сделал тшуву, а отец семейства начал участвовать в уроках Торы. Однажды я встретил его уже через пять лет после начала их тшувы, и выяснилось, что постепенно он оставил свою работу и стал учиться в колеле, и сейчас он учится весь день, с усердием и большим желанием.
Когда я узнал об этом, то был просто поражен: как произошел такой великий переворот? Подобного этому я еще никогда не видел!
Мы видели молодых ребят, которые, сделав тшуву, начинали серьезно учиться. Но чтобы еврей, который начал учить Тору в возрасте почти пятидесяти лет, бросил все и сел учиться, как молодой аврех – такого я в жизни не видел! Тогда я спросил человека, хорошо знакомого с этой семьей, и он рассказал мне, что произошло. Жена этого еврея упрямо решила, что ее муж должен сесть и учиться. И хотя она сама понимала, насколько это далеко от реальности, и практически не говорила об этом с ним, начала молиться именно об этом изо дня в день и читать множество Теилим, с одной целью: чтобы ее муж стал настоящим знатоком Торы, талмид хахамом. Прошли годы, и постепенно это стало действительностью, как я видел своими глазами: он усердно и с большим постоянством учит весь день Гемару, комментарии Тосафот и ришоним, и не теряет попусту ни одного мгновения!